«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Коллекция семьи Харер на «Кристи»

Последние годы египетские торги на мировых аукционах стали прочно ассоциироваться с незаконным вывозом памятников с берегов Нила и международными скандалами. В череде этих печальных случаев, однако, случилось исключение — событие первостепенной важности: 9 декабря на торгах аукционного дома «Кристи» была выставлена знаменитая египетская коллекция семьи Харер — одна из самых известных частных коллекций древнеегипетского искусства в США и, что очень важно отметить, коллекция абсолютно легальная. Многие памятники из этого собрания неоднократно принимали участие в крупных международных выставках, посвященных наследию фараонов. Торги прошли в Нью-Йорке в Рокфеллер Плаза и вызвали огромный интерес как египтологов, так и коллекционеров древнего искусства.

О главном памятнике торгов мы уже говорили: это статуя рамессидской царицы со штандартом богини Мут, которая с равных успехом (ввиду того, что надпись на памятнике повреждена) может быть представлена и как изображение царицы Нефертари, и как портрет царицы Мут-Туйи, матери Рамсеса II. Памятник, по словам ранних владельцев, происходит из храма Амона в Карнаке, выполнен из черного гранита и был приобретен семьей Харер в 1979 году также на торгах «Кристи». Статуя выполнена с большим мастерством: скульптору не только хорошо удалось лицо царицы, но и тончайшие складки ее плиссированного одеяния, повязанного узлом под грудью, корона «нерет» в виде силуэта грифа на парике, широкое ожерелье «усех». Открытые части тела царицы, как и навершие штандарта богини Мут превосходно отполировано. Судя по сохранившимся следам переделки надписи на штандарте, статуя, скорее всего, была узурпирована в эпоху Рамессидов и изначально изображала одну из цариц двора Аменхотепа III — Тейе, либо Сатамон. Пропорции тела царицы, моделировка ее лица, массивный пышный парик также свидетельствуют в пользу этой гипотезы.

Другой значительный скульптурный памятник, представленный на торгах — кубообразная статуя вельможи Уахибра — также происходит из Карнака, из знаменитого тайника во дворе VII пилона. Семья Харер приобрела статую в 1947 году на распродаже собрания Артура Самбона в Париже. Уахибра, жрец Амона, изображен на одеянии статуи поклоняющимся богу «Осирису, Первому среди Западных, Господину Абидоса великому». Над фигурами бога и жреца, «сына “божественного отца” и слуги бога в Карнаке Диамоннебнесеттауи, рожденного госпожой дома Таамоннебнесеттауи» горизонтальная полоса небесного пространства, украшенного изображениями звезд.

Эпохой Среднего царства датируется скульптурная группа из известняка, изображающая двух мужчин и трех женщин — членов одной семьи; мужчины изображены в длинных набедренных опоясаниях и париках, женщины — в хаторических париках и простых архаических платьях. Надписи, сохранившиеся около четырех фигур, позволяют идентифицировать изображенных: жрец Иби, его жена Каэс слева, Хорурнахт в центре, Мери и его безымянная супруга справа. На базе имеется симметричная двухчастная надпись, проясняющая назначение этого заупокойного памятника: «Жертва, которую дает царь Осирису, богу великому, владыке Абидоса, для Ка Иби правогласного, почитаемого; жертва, которую дает царь Упуату, владыке Абидоса для Ка Хорурнахта, правогласного; жертва, которую дает царь Упуату для Ка госпожи дома... Мери... правогласного...» Происходящая из Абидоса, эта скульптурная группа предназначалась для семейного кенотафа Иби и его близких, которые благодаря этому изображению посмертно принимали участие в ежегодных церемониях возрождения Осириса.

Наиболее древний скульптурный памятник собрания — миниатюрная статуэтка гиппопотама, выполненная из белого кристаллического известняка. Несмотря на размер — 3,2 см. в длину памятник превосходно демонстрирует мастерство египетского скульптора-анималиста, великолепно передавшего очертания тела животного с массивной головой, большими выпуклыми глазами и толстыми складками на шее. Статуэтка имеет ушко для подвешивания и, скорее всего, была амулетом.

Пожалуй, отдельно стоит отметить бронзовое скульптурное изображение головы царицы, или, скорее всего, богини, приобретенное в 1992 году в Париже во время распродажи коллекции Марианны Масперо. Лицо богини обрамлено классическим трехчастным париком, на котором находится массивный модус. Лицо широкое, с массивным носом и улыбкой на губах; глаза и брови были некогда инкрустированы. Поверхность лица покрыта небольшими насечками, поверх которых некогда был положен слой золота. Этот восхитительный памятник был некогда частью массивной эгиды, расположенной на носу священной ладьи божества. Несомненно сходство лица богини со скульптурными изображениями Аменирдис I, великой «Супруги Бога» в Карнаке во времена правления XXV династии.

Интерес представляет хорошо сохранившийся амарнский сосуд с коническим горлышком, в пространстве ручек которого помещены объемные символы вечной жизни «Анх», а на тулове — объемная фигура газели, которая как бы «пасется» на траве луга, изображенного на сосуде. Как форма памятника, так и специфический голубой пигмент, использовавшийся для его декорировки, позволяют точно датировать сосуд временем правления Эхнатона. Пигмент добывался из кобальта, который привозился из оазисов западной пустыни или, реже, из порошка, полученного в результате растирания привозных стеклянных сосудов, которые, вероятно, были повреждены при перевозке. Символы вечной жизни и газель ассоциировались с темами молодости, жизни и возрождения.

Предметы погребального инвентаря также занимают в коллекции семьи Харер значительное место. Типичный, но очень декоративный и интересный памятник, — деревянная, покрытая гипсом и росписью погребальная стела умершей Тсентуот, прекрасно сохранившая белые, красные, зелено-голубые и черные тона росписи. Изображение на аверсе стелы разделено на четыре регистра. В самом верхнем показан крылатый солнечный диск, от которого вниз спускаются солнечные уреи в коронах Верхнего Египта хеджет — богини Уаджет и Нехбет; здесь же предстает Хепри — священный скарабей и воплощение возродившегося на восточном горизонте Солнца, а также лежащие шакалы — Анубис и Упуат, как поясняют сопроводительные надписи. Во втором регистре умершая преклоняет колени и протягивает руки в жесте молитвы, «восхваляя богов» вместе со своей бессмертной сущностью-птицей Ба к божествам солнечной Ладьи миллионов лет. В третьем регистре умершая, облаченная в белые одеяния, в парике, украшенном цветком лотоса, предстает перед Осирисом как правогласная Ташеритэндуау; за Осирисом стоят Хор, Исида, Нефтида, Анубис, рядом с которыми выписаны их имена. Наконец в нижнем регистре стелы сохранились шесть горизонтальных строк заупокойного текста, упоминающего в качестве защитников умершей величайших богов Египта: «Декрет царя Верхнего и Нижнего Египта Уннефера, правогласного: “О вы, боги... благодатной земли мира иного, вы, духи в..., вы, спутники, пребывающие во сне в царстве умерших (?), боги и богини горизонта, обитатели небес, те, кто погребен (?) по божественному декрету. Говорит он: “О вы, все боги, вы — голос Амона-Ра, Господина престолов Обеих земель, первого в Карнаке, Атума, Владыки Обеих земель, (того, кто) в Иуну, Птаха к югу от стены его, владыки Анхтауи, Нуна, старшего из богов, первого явлениями; Осирис... Ташеритдуаи, правогласная, рожденная госпожой дома, музыкантшей Амона-Ра Ташерит, правогласной, да войдет она к вам! Да придете вы (?) в покой... тайный покой всего сущего, священные путями Запада, подобно Ра, придите,... молитва у лица ее (?), придите же!”»

Другой, еще более любопытный лот, — деревянная фигура Птаха-Сокара Осириса со скрещенными на груди руками, покрытая гипсом и слоем битума. Статуя внутри полая, в ней был обнаружен свиток с текстом книги «Амдуат», повествующей о странствии Солнца сквозь пространство загробного мира и написанной для умершего по имени Джедмут. На обратной стороне рамки, в которую заключен папирус, имеется любопытная надпись по-английски: «этот древнеегипетский папирус был найден мной в ноябре 1910 года в базе деревянной статуи, которую я привез из Египта в 1893 году. Она была куплена в Государственном Египетском музее в Каире. Папирус был заключен в рамку специалистами из Британского музея, которые датировали его 900 г. до н. э. Сэр Уоллис Бадж, глава Египетского Отдела Британского музея назвал его интересной находкой и подлинником». Скорее всего, фигура Птаха-Сокара-Осириса изначальна была статуэткой ушебти, выполненной в конце XVIII династии и позже переделанной в контейнер для священного текста. Отсутствие традиционных атрибутов божества подтверждают эту гипотезу.

Наконец, довольно редкий предмет поразительной сохранности — прямоугольная деревянная пластина, покрытая гипсом и позолоченная, с изображением Уджат — целительного Ока Хора. Подобными пластинами закрывали разрез, сделанный бальзамировщиком на животе умершего, после того, как были изъяты внутренности. Око Хора, ставшее основой для возрождения Осириса, возвращало сущности забальзамированного целостность, необходимую для полноценного существования в ином мире.

 
Для более детального просмотра артефакта, кликните
мышью, на изображении предварительного просмотра
Статуя царицы Мут-Туйи (?)
или Нефертари (?)
Гранит, выс. 94 см.
Эстимейт по специальному запросу
Ушебти неизвестного
XIX династия
Известняк. Выс. 27,6 см.
Эстимейт — $20 000–30 000
Фигура Птаха-Сокара-Осириса,
содержащая свиток
XXI–XXII дин.
Дерево. Выс. 37,8 см, дл. свитка 69,3 см.
Эстимейт — $80 000–120 000
Тридцать семь амулетов
XXVII–XXX дин.
Цветное стекло. Дл. (макс.) 5,6 см.
Эстимейт — $50 000–70 000
Скульптурная голова богини
XXV династия.
Бронза. Выс. 17,5 см.
Эстимейт — $12 000–18 000
Пластина с изображением
Ока Хора — Уджат
XXI династия
Дерево, гипс, позолота. Длина 12,7 см.
Эстимейт — $8 000–10 000
Расписной сосуд
XVIII династия, период Амарны
Керамика, выс. 27,9 см.
Эстимейт — $50 000–70 000
Статуя вельможи Уахибра
Греко-римское время
Базальт, выс. 33,3 см.
Эстимейт — $200 000–300 000
Канопы военачальника Анхпаиэфхери
XXI–XXIV династии
Известняк, выс. (макс.) 35,6 см.
Эстимейт — $80 000–120 000
Статуэтка гиппопотама
Додинастический период
Известняк, длина 3,2 см.
Эстимейт — $6 000–8 000
Скульптурная группа Иби и его близких
XII династия
Окрашенный известняк; дл. 38,7 см.
Эстимейт — $25 000–35 000
Полихромная стела
Греко-римское время
Дерево, гипс, роспись, выс. 53,3 см.
Эстимейт — $30 000–50 000

© Виктор Солкин по материалам «Christie’s»
© Фото — Аукционный дом «Christie’s»

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013