«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Новые музеи для всех

« Г

од музеев» — основная тема разговоров в Министерстве культуры Египта на 2006 год. Министерство культуры поставило музеи на первое место в списке своих приоритетов, пытаясь сохранить бесценные сокровища Египта, как уже помещенные в музейные коллекции и хранилища, так и недавно открытые, создать для них наилучшие условия для их экспозиции и уменьшить давление на музеи, забитые экспонатами практически «до отказа».

Колосс Рамсеса II в рамках проекта внутреннего пространства Великого музея в Гизе

В этом году планируется открытие пяти региональных и национальных музеев, а также возобновление деятельности трех других, прошедших реставрацию и модернизацию для того, чтобы соответствовать мировым стандартам. «2006 год станет революционным для египетских музеев и музейного дела», — заявил министр культуры Фарук Хосни еженедельнику «Аль-Ахрам». Он добавил, что в этом году планируется не только открытие новых музеев, как, например, Национальный музей Египта в Фустате и Великий музей Египта, который будет возвышаться на плато Гиза, но и модернизация некоторых недавно построенных музеев и открытие новых региональных музеев. Хосни говорит: «Цель министерства — построить музея в каждом городе Египта для того, чтобы сохранить наследие города и поднять уровень культурных и археологических знаний его жителей».

В Александрии, в районе римского театра в Ком эль-Дикка, был создан музей под открытым небом, в котором выставлены предметы, поднятых со дна Средиземного моря пять лет назад. В нем представлено 39 больших гранитных и базальтовых статуй, принадлежащих неизвестным чиновникам высокого ранга, сфинксы, относящиеся к разным эпохам истории древнего Египта и греко-римского периода, стела с выгравированными на ней надписями и огромные каменные блоки, которые могут быть частями Александрийского маяка. Мохаммед Абд эль-Масуд, директор одного из департаментов Высшего Совета по древностям, считает обелиск с картушем, в котором выписано имя Сети I шедевром этой коллекции. Он говорит, что обелиск, разделенный на пять огромных блоков, весит 18 тонн. Для того, чтобы защитить коллекцию от воздействия окружающей среды, были установлены металлические щиты от солнца с прикрепленными к ним деревянными дощечками.

Другой проект по усовершенствованию идет в Греко-римском музее. Начиная с сентября прошлого года, когда Хосни объявил о его закрытии на два года, в нем ведутся работы по вывозу коллекции. Хранители Греко-римского музея в настоящее время изучают предметы экспозиции с целью их упаковки и транспортировки в новые места их экспонирования: Александрийский национальный музей и морской музей.

«Сейчас хранители направляют все свои усилия на создание условий для реконструкции, целями которой будут реставрация здания, замена витрин и приведение экспозиции в соответствие с международными музейными стандартами», — говорит директор Греко-римского музея Мерват Сейфеддин. Она заявила, что ситуация в нем была похожа на ситуацию в Египетском музее в Каире: его подвалы были переполнены предметами, в действительности не принадлежащими музею. Наряду с обычной музейной коллекцией там были также предметы с нескольких мест раскопок в Александрии и Мерса Матрух и ящики с конфискованными предметами. Поэтому для того, чтобы классифицировать предметы, стало необходимым составление описи. Конфискованные и принадлежащие археологам предметы были задокументированы, упакованы и перевезены в хранилище в Мерса Матрух. Те предметы, которые находятся в собственности музея, сейчас находятся в процессе реставрации, а после ее окончания их тоже вывезут в Мерса Матрух. Ахмед Абдель Фаттах, археологический инспектор александрийских музеев, сказал, что полиция древностей планирует обеспечить сохранность этих сокровищ с помощью установки новейшей системы безопасности.

Захи Хавасс, генеральный секретарь Высшего Совета по древностям, заявил, что процесс реконструкции затронет и сад музея, который будет превращен в музей под открытым небом. В нем также заменят системы вентиляции и освещения. В помощь посетителям в музейных коридорах будут установлены информационные таблички. Для расширения музейных площадей на заднем дворе будет сооружено новое одноэтажное здание. Там будет размещена библиотека, содержащая редкие книги на арабском, английском и французском языках. Их написали путешественники, посещавшие Египет с 11 века до нового времени. Также там будут размещаться лекционный зал, аудио-видео зал и офисы администрации музея. Д-р Абдель Фаттах заявил, что все книги перед упаковкой были скопированы на компакт-диски. После того, как библиотека снова откроется, студентам и ученым будут выдаваться только эти диски, чтобы защитить оригиналы от плохого обращения.

Хавасс выразил мнение, что музейную коллекцию следует выставлять в хронологическом порядке, начиная со времени до правления Александра Великого, и затем переходя к птолемеевской эпохе от Птолемея I до Клеопатры VII и римскому времени. Некоторые залы будут посвящены отдельным коллекциям, например греко-римским монетам и божествам.

В Рашиде стенды долгое время заброшенного Рашидского Национального музея ждут посетителей после реставрации, которая, наконец, подошла к концу после того, как в течение двух лет музей был скрыт за строительными лесами и грудами песка. Все это время рабочие укрепляли и наводили лоск на стены и декоративные детали здания. Музей находится в одном из величественных оттоманских зданий Рашида, доме Араба Кили, который, как и остальные исламские дома в этом прибрежном городе, расположенном в живописном месте между Средиземным морем и западным рукавом Нила, очень пострадал от отсутствия должного ухода и неблагоприятного воздействия окружающей среды, в частности от высокой влажности, дождей и высокого уровня грунтовых вод, не говоря уже об отрицательных эффектах быстрого расширения городов. Величественные памятники Рашида, к сожалению, сейчас окружены современными постройками, от которых они страдают так же, как от всех остальных факторов вместе взятых.

Хусейн эль-Шабури, спроектировавший интерьер музея, заявил еженедельнику «Аль-Ахрам», что одной из главных целей проекта было устранение дефектов реставрации 1984 года, проводившейся Египетским управлением древностей, и проявление исходных рисунков из-под ложной росписи и полировки. В процессе этой работы были обнаружены небольшая гравюра и прекрасный образец куфической каллиграфии. Эль-Сабури сказал, что музейная экспозиция посвящена истории города Рашида со времени его сооружения в древние времена до современности. В музее выставлено 600 предметов, тщательно отобранных из Исламского и Коптского музеев, а также дома Гайера Андерсена в Каире, и еще 200 предметов, найденных на раскопках вокруг Рашида. Эти находки включают коллекции омайядских и оттоманских монет из золота и бронзы, горшки и миски, списки священного Корана и коллекцию оружия XVIII–XIX веков: стрел, палашей, ножей и пистолетов. Гобелены, военная и национальная одежда оттоманов и мамелюков также будут представлены в музее. Для того чтобы дать посетителям музея представления о том, как выглядел оттоманский дом, некоторые залы музея будут обставлены полным комплектом оттоманской мебели.

Гвоздем экспозиции является копия Розеттского камня в натуральную величину, предоставленный Британским музеем в ответ на официальный запрос, поданный Хавассом в Департамент Древнего Египта. Он будет выставлен в фойе музея.

Национальный музей Аль-Ариш тоже ждет своей очереди. Музей расположен в двухэтажном здании и посвящен истории Синая от додинастической эпохи до исламских времен. В нем выставлено 1500 предметов, тщательно отобранных из восьми Египетских музеев и с раскопок на Синае. Коллекция керамики является одной из важнейших частей экспозиции. Она показывает эволюцию технологии изготовления глиняных горшков и мисок в Египте, а также Сирии и Палестины.

«Эта коллекция показывает наличие в то время сильных торговых связей между Египтом и его соседями», — говорит Сайед Сулейман, директор музея Эль-Ариш. Начались работы по сооружению музеев в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе.

Возвращаясь к Каиру, можно сказать, что там ведется работа по осуществлению трех масштабных проектов. Первый проводится в Коптском музее, который находится в стенах знаменитой римской крепости Вавилон в Старом Каире. Через пару месяцев усовершенствованный Коптский музей будет открыт после нескольких лет напряженной работы по реставрации. Старое крыло музея было полностью отреставрировано и оборудовано новыми витринами. Его великолепный фасад в форме деревянной решетки и деревянные потолки очистили от грязи, под которой обнаружились превосходно выполненные пейзажи, скрытые долгое время под копотью и некачественной краской, нанесенной во время предыдущих попыток реставрации. Были укреплены стены, сделан новый туннель между старым и новым крылом.

«Возвращение первоначального вида этой части здания было непростой задачей», — говорит Эль-Шабури, который назвал эту задачу «настоящей проблемой». Однако сейчас она уже почти выполнена, остались лишь завершающие штрихи. Коллекция коптского искусства в Коптском музее является одной из богатейших в мире. Здание музея имеет два крыла, разделенные на залы. Старое крыло, открытое в 1910 году, содержит 13 залов, новое, открытое в 1947 году, — 17. Государство предприняло продолжительную реставрацию здания.

Неподалеку от озера Айн Аль-Сира возвышается Национальный музей египетской цивилизации, который министр кльтуры назвал «живой памятью различных египетских цивилизаций». Первая фаза возведения музея завершена. Она заключалась в возведении современного хранилища, подобного хранилищам Лувра в Париже и Британского музея в Лондоне, а также лаборатории по реставрации предметов. Вторая стадия, собственно строительство, сейчас находится на ранней стадии. По словам первого заместителя министра культуры Фарука Абдель-Салама, здание музея займет лишь 5 из 32 федданов территории, а на остальной площади будет размещаться садово-парковая архитектура и выставки на открытом воздухе, на которых будут выставлены древности.

Планируемое четырехэтажное здание (первые два этажа будут заняты экспозицией, третий планируется сделать центром документации, а четвертый — археологической и исторической библиотекой) будет иметь исключительный архитектурный дизайн, позволяющий ему составлять единое целое с местностью, а также символизировать прошлое Египта. Он был подсказан архитектурными аналогиями с блистательной коллекцией музея, поэтому здание смотрится чем-то нейтральным, простым, что очень подходит к непреходящему качеству музейных экспонатов. Идея здания отражает разные аспекты египетской цивилизации. Его большая квадратная форма символизирует основание пирамиды, а галерея, аналогичная припирамидной, ведет к меньшему зданию, символизирующему погребальный храм в долине, в котором будет содержаться образовательное учреждение и зал для конференций. Для того, чтобы подчеркнуть пирамидную форму комплекса, верхушка здания, где будет размещена археологическая библиотека, выполнена в форме пирамидиона. Абдель-Монейм подчеркнул, что Нил, рукописи, ремесло, общество и вера станут пятью основными темами, которым будет посвящена экспозиция Национального музея египетской цивилизации.

Тем временем идут работы по строительству Великого египетского музея над плато Гизы. Под музей отведено 117 федданов земли и в нем будет выставлено 130 000 предметов, охватывающих период с додинастических времен до раннеримской эпохи. Хосни описал проект здания как имеющий эстетическое родство с пирамидами. Наиболее важными экспонатами музея будут сокровища из гробницы мальчика-фараона Тутанхамона и из гробницы Хетепхерес, матери Хуфу, а также изумительная коллекция, принадлежавшая Иуйе и Туйе, тестю и теще Аменхотепа III, предметы из гробницы Сеннеджема, главного художника во времена Сети I, царские мумии и сокровища из города Таниса. Сейчас эти предметы выставлены в различных галереях переполненного Египетского музея, подвергаясь воздействию загрязнения и вибраций наиболее оживленного района Каира. «Задача этого музея — создать наилучшие условия для экспозиции этих бесценных сокровищ с лучшим освещением и более подробной информацией для того, чтобы отдать должное нашему наследию», — сказал Хосни «Аль-Ахрам».

Д-р Захи Хавасс подчеркнул, что целью музея является сохранять, документировать, изучать и выставлять коллекцию, а также просвещать и развлекать посетителей. Идея создания нового музея для лучших национальных сокровищ Египта возникла от острой нужды в музейных площадях. Великий музей, однако, не заменит полностью Египетский музей на площади Тахрир. «В Египетском музее будут выставлены 10 000 шедевров искусства разных периодов египетской истории», — говорит Хавасс. Архитекторам было дано задание разработать проект роскошного комплекса, который должен расширять знания и углубить их музейный опыт с помощью интерактивных технологий. Отдельная секция для детей должна будет помогать им изучать их наследство. Каждый аспект музея тщательно продумывается, от влияния окружающей среды до компьютерных моделей и выбора объектов для экспозиции. Тематические залы музея откроет физическая карта с изображением Нила, долин, болот, пустынь и оазисов. Вторым сюжетом будет государство. Там будут изображены традиции, объекты строительства и войны различных династий. В третьем будет представлена египетская религия во времена амарнского периода. Последний экран будет изображать повседневную жизнь египтян, их спорт, игры, музыку, искусства и ремесла, а также их культурные и социальные нормы.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Игорь Козлов

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013