«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Статуи Рамсеса II в «Городе Солнца»

По сообщению Высшего Совета по древностям АРЕ на северо-востоке Каира, там, где раньше находился знаменитый город Иуну, — главный культовый центр Ра, — обнаружены фрагменты колоссальных царских статуй.

«Найдены части огромных статуй из красного гранита, лица которых более всего походят на изображения Рамсеса II. Одна из статуй по предварительным оценкам весила около пяти тонн и нуждается в реставрации», — сообщил д-р Захи Хавасс. Главные находки — скульптурная голова царя весом около трех тонн и пятиметровая сидящая статуя фараона, на боковых сторонах трона которой сохранились имена Рамсеса Великого. Близ статуй обнаружены фрагменты плит, которыми в древности был вымощен пол храма.

Находки сделаны египетскими археологами совместно с германскими коллегами неподалеку от того места, где некогда располагалось «Хут Аат», или «Великая обитель» — главное святилище бога солнца Ра, некогда бывшее самым значительным храмом на территории страны, более чем в два раза превосходившим по размерам территорию Карнакского комплекса бога Амона в Фивах. Примечательно, что в наши дни на этом участке территории храма находится... рынок Сук эль-Хамиз. По словам д-ра Хавасса, рынок будет закрыт и перемещен в другое место, а территорию тщательно обследуют археологи.

Предположительно через два года большая часть древнего города Иуну будет открыта для путешественников.

© «Reuters, Associated Press»
© Авторизованный перевод: Екатерина Ульянищева
  

 

Иуну. Историческая справка


Обелиск Сенусерта I на территории храма Ра в Иуну. XII династия

По данным археологии, первое поселение на месте будущего «Города Солнца» существовало еще в додинастическую эпоху. Жилища этих людей все еще не обнаружены, если вообще от них сохранилось хоть что-то, однако их погребения известны; они находятся в некрополе на границе с пустыней к юго-востоку от храма Ра. Вместе с останками было обнаружено много керамических сосудов, которые по декорировке заметно отличаются от современной им керамической продукции Верхнего Египта и даже от тех сосудов, что найдены неподалеку, в Маади, где сходились торговые пути Египта и Азии.

На рубеже III тыс. до н. э. Солнце и его культ еще не играли той роли в жизни Египта, которая будет ему отдана в классические эпохи Египта фараонов. Лишь на заре строительства пирамид, при III династии Солнце постепенно займет главенствующее место в представлениях египтян о верховном божестве. Среди того немногочисленного археологического материала, которым мы обладаем, особую роль играют находки, сделанные в 1903–1904 гг. Скьяпарелли, который обнаружил на территории большого храма шахту, заполненную обломками статуй и царских надписей. Среди упомянутых на этих фрагментах царей были все величайшие владыки страны — от Нечерихета Джосера, строителя ступенчатой пирамиды в Саккаре, и вплоть до Нектанеба II, после правления которого Египет был захвачен персидскими войсками. В 1972 году египетские археологи нашли здесь следы святилища и верхушку обелиска царя Тети; этот фрагмент обелиска является в настоящее время древнейшим дошедшим до наших дней образцом солнечных памятников такого рода. Из биографической надписи Сабни, управляющего южными границами Египта, мы знаем, что пара обелисков была установлена в Иуну около века спустя, при Пепи II. Сабни повествует о том, как под его руководством были сооружены две баржи для транспортировки монолитов из одного конца страны в другой. Обелиски, по-видимому, были колоссальными, раз для каждого из них потребовалось отдельное судно.

Проработав в 1912 году четыре недели в Иуну, Флиндерс Питри выявил в центральной части города огромный почти квадратный холм со скругленными углами, который служил платформой для давно уничтоженного сооружения. Он посчитал, что нашел крепость II Переходного периода, но, скорее всего, ошибся и принял за следы военной деятельности фараонов-освободителей основу большого храма Ра, архитектурный отголосок представлений о предвечном холме, на вершине которого появилось Солнечное божество, сотворившее мир посреди вод предвечного хаоса. Именно здесь, в подземных помещениях и шахтах, в основании храма, нашел фрагменты царских статуй Скьяпарелли чуть раньше.

Подобные укрепленные фундаменты для особенно важных построек известны в Египте и в других местах. На этом же уровне инженер Хекекян в XIX веке обнаружил массивный пьедестал, лежащий в 20 метрах от единственного сохранившегося в городе обелиска — монолита, надписанного именами Сенусерта I, который, естественно, в древности был частью, как минимум, пары «каменных игл». Арабский историк Абд эль-Латиф (XIV в.) так описывал эти обелиски: Именно в этом городе находятся два обелиска, которых называют «иглы фараона». Оба эти обелиска состоят из квадратной базы десяти локтей в ширину и ширину и почти такой же высоты, укрепленной на массивном фундаменте в земле. Над этой базой возвышается квадратный столб пирамидальной формы и высотою в сто локтей, который имеет в основании диаметр в пять локтей и кончается точкой. Верхушка покрыта точно шапочкой из меди... Эта медь в результате дождя и лет испортилась и приняла зеленый цвет; часть этой окиси потекла по самому обелиску. Вся поверхность обелиска покрыта тем родом надписей, о котором мы уже говорили. Я видел один из этих обелисков, который упал и разбился, падая, надвое по причине своего веса. Медь, которая покрывала вершину этого обелиска, сняли. Вокруг этих обелисков имеется множество других, которых нельзя сосчитать. Эти имеют только половину или треть высоты больших».

Богиня Нут. Фрагмент росписи потолка гробницы жреца Хор-Уджа в Иуну. XXVI дин.

Благодаря этому понятно, что меж обелисками некогда находился вход в храм, который, если он находился к западу от обелисков, занимал центральную часть большого холма. В стене, некогда окружавшей комплекс, были найдены блоки больших ворот, написанные именами Рамсеса II. Из иероглифической надписи, запечатлевшей завоевание Египта в 8 в. до н. э. нубийским царем Пианхи, следует, что победивший царь двигался от Хераха, местности, что находилась в районе современных кварталов южного Каира к Красной Горе, кварцитовой «сокровищнице» Иуну, а затем прошел с запада в храм Ра. Один из входов храма должен был находиться у реки, с запада, однако ясно, что другой был расположен со стороны пустыни, откуда добывали благородный солнечный камень.

Солнечный храм должен был быть ориентирован пилоном на восток, дабы встречать первые лучи Солнца, так, как это было в Карнаке, где солнечное святилище, фланкированное колоссами Рамсеса II, и единственный обелиск были ориентированы на восток и находились у задних, т. е. восточных ворот храма Амона, позади святилищ его основной оси. Святилища, подобного храму Ра в Иуну, не существовало, однако для других храмов, как говорят отдельные надписи, он был непререкаемым образцом.

Бог Геб. Фрагмент святилища, сооруженного в Иуну при Нечерихете Джосере. III династия. Турин, Египетский музей, из находок Э. Скьяпарелли

О том, что в Иуну еще до Сенусерта I существовало грандиозное святилище, говорит и еще один любопытный факт, подмеченный С. Керке и Д. Джеффрисом: все гробницы царей II–VI династии были расположены так, что от них была видна вершина центрального культового обелиска в Иуну: зримое присутствие культового образа солнечного божества было необходимо для посмертного существования фараона. Массивность «персональных» царских солнечных святилищ в Абу Гуробе и гигантские пирамиды IV династии, возможно, была лишь отголоском истинных размеров «национального» солнечного храма, грандиозный золоченый обелиск которого, с более покатыми, чем у обычных обелисков склонами, возвышался когда-то над песчаным пространством Мукаттамского нагорья.

Само место расположения храма, его гигантский размер, позволяет получить о нем некоторое представления, несмотря на все разрушения. Древние египтяне называли святилище Солнце в Иуну хут аат — «Великая Обитель», или же главное святилище страны. Большая платформа c лежащими на ней обелисками, находилась внутри обширной внешней стены, которая была в длину с востока на запад более километра. В целом, весь комплекс, огороженный внешней стеной, напоминает в плане грубо очерченный квадрат, одна из граней которого срезана наискосок в северо-западном углу, неподалеку от современного местоположения заболоченного рукава реки. Внешняя стена разделяла это пространство почти ровно пополам с востока на запад. К северу от этой стены, возможно, находилась менее сакральная часть комплекса; южная часть территории, несмотря на то, что это была половина всего комплекса, столь велика, что ее значимость превосходит самые большие храмовые территории святынь Нового царства, включая даже Карнак.

Некоторое представление об этом святилище могут дать обелиски, которые были воздвигнуты здесь царями. На своем исконном месте в Иуну сегодня стоит лишь «игла» Сенусерта I, однако другие, вывезенные отсюда в иные точки света, могут быть идентифицированы как по сохранившимся на них надписям, так и благодаря античным авторам. Два обелиска, установленные в Иуну Тутмосом III имели высоту 20,88 и 21,21 м; еще в древности они были перевезены в Александрию, чтобы украсить новый храм, сооруженный в честь Цезаря, а в XIX веке покинули Египет: один находится в Лондоне, на берегу Темзы, другой — в Нью-Йорке. Сооружения в Иуну, которые мы навсегда потеряли, значительно превосходили Фивы.

Айн Шамс. Раскопки стен древнего храма Ра у подножия современных зданий

К сожалению, до нашего времени не дошло ни одного египетского документа, который в точности передавал бы внешний облик «Великой Обители» Ра. Однако, приблизительная реконструкция все же возможна. Очень важная информация о храме содержится в триумфальной надписи Пианхи, царя Напаты, захватившего Египет в 8 в. до н. э. Захватив почти всю страну, он подошел к храму Ра с юга. Как указывает текст, сначала он совершил церемонии очищения к западу от канала Ити, который во многих источниках описывается как главная водная артерия, связывающая город с рекой, и, возможно, предстает в наши дни как заболоченная и заваленная мусором канава к северо-востоку от территории храма. Отсюда он проследовал к «высокому песку» Иуну, следуя навстречу восходящему Солнцу. Он вошел на территорию храма и принял участие в ритуале уничтожения врагов царя. Надпись упоминает о создании помещения «дом утра» для очистительных церемоний и почитания Солнца. Было поднесено и надето одеяние седеб, воскурены благовония и затем были принесены ветви из «Обители Бенбена». После этого царь взошел по лестнице, чтобы увидеть Ра в «Обители Бенбена».


Почитание Мневиса, священного быка Ра в Иуну. Блок с рельефом из раскопок французской миссии в Гелиополе (1899). Париж, Лувр. Эпоха Рамсеса II

Для того, чтобы увидеть своего «солнечного отца» царю было необходимо снять печати и открыть двери святилища. Скорее всего, речь идет не об обычном святилище, где покоится наос с культовой статуей божества, а о том, что царь прошел в другое, более обширное пространство, скрытое от взглядов посторонних стеной. Во всяком случае, ритуалы, которые совершает царь, ничем не отличаются от традиционного священнодействия в других египетских храмах. В этом месте стала Пианхи говорит об утренней ладье Ра и вечерней ладье Атума, размер которых также не указан. После того, как была вновь запечатана «Обитель Бенбена», царь прошел в храм Атума, чтобы воскурить благовония своему отцу Атуму-Хепри, «старшему в Иуну». Вопрос заключается в том, посетил ли Пианхи два разных храма, или же все происходит внутри одного святилища. Стела указывает, что ритуал начался в храме Ра, затем действие перешло в «Обитель Бенбена», откуда царь перешел в храм Атума. Скорее всего, речь идет о едином храмовом здании, поскольку еще Рамсес III в тексте Большого папируса Харрис говорит о жречестве «храма Атума, владыки Обеих земель, бога Иуну Ра-Хорахте». Возможны разные интерпретации, однако наиболее интересной и серьезной представляется гипотеза, высказанная С. Керке, согласно которой речь идет о двойном храме, но не сдвоенном, как в случае со святилищем Хорура и Себека в Ком Омбо, но состыкованных задними частями друг к другу. В таком случае, фасад храма Ра выходил на восток, к восходящему солнцу и холмам пустыни, тогда как вход в храм Атума был на западе, там, где заходило Солнце, протекал Нил и открывались пути в загробное пространство. Можно предположить, что «Обитель Бенбена», также упоминавшееся еще в «Текстах Пирамид» как «Обитель птицы Бену», было центральным святилищем, которое находилось между территориями святилищ Ра и Атума. В центре этого храма, таким образом, существовала особо сакральная зона, где стоял предвечный камень Бенбен, объект земного почитания солнечного творца. Исходя их многих дополнительных источников, можно также предположить, что «Обитель Бенбена» была наивысшим участком территории храма, к которому вели пандусы.

Иуну. Приблизительная карта археологической зоны

При одном из фараонов Нового царства к основной территории храма Ра с севера было присоединено дополнительное большое пространство, также окруженное стеной. Раскопки группы археологов Каирского университета под руководством Ахмеда Салеха в 1976–1980 гг. пролили некоторый свет на эту часть храма, хотя она почти полностью погребена под современными постройками. К концу правления XX династии здесь находился дом одного из сыновей Рамсеса IX, который был верховным жрецом Ра. Поблизости располагалось несколько зданий, возведенных Рамсесом II, который частично использовал для их сооружения блоки более ранних структур. Из косвенных источников известно, что в древности вся эта территория была занята храмами, в которых отправлялся культ фараонов Нового царства.

Виктор Солкин

  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013