«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Египетские раритеты в ЦДХ

С  28 февраля по 5 марта в Центральном доме художника на Крымском Валу вновь проходит Российский антикварный салон, организуемый компанией «Экспо-Парк». В этот раз мероприятие особенно масштабно, так как салон открылся в двадцатый, юбилейный раз, снискав на этом пути репутацию старейшей и крупнейшей в России ярмарки, демонстрирующей «лучшее из лучшего» — то, чем гордятся многочисленные антикварные галереи Москвы и Петербурга. Если в предыдущие годы, за крайне редкими исключениями, интересы любителей египетского искусства были ограничены предметами египтизирующего ампира или модерна, то на этот раз ситуация качественно иная, показывающая наглядно тенденции роса интереса к экзотическому и интеллектуальному искусству, в котором особое место занял Древний Египет.

Превосходная бронзовая статуэтка Имхотепа высочайшего качества исполнения и соперничающая с лучшими музейными образцами представлена в экспозиции «Галереи Метрополь», сотрудники которой признались, что памятник подобного уровня попадал в их выставочные залы в последний раз около пятнадцати лет тому назад (исчерпывающая экспертиза памятника выполнена С. Я. Берзиной, ГМВ). Впечатляет как сохранность памятника, над которым, судя по отсутствию патины, потрудились хорошие реставраторы, так и весь образ великого мудреца, держащего на коленях свиток со своей знаменитой «Доктриной», текстом, который древнеегипетская культура считала краеугольным камнем традиции.

Не менее интересны и предметы египетской коллекции, которые демонстрирует стенд галереи «Три века» (в сотрудничестве с галереей «Архайос»): великолепная греко-римская погребальная маска, выполненная из картонажа, расписанная и покрытая золотом, вотивная известняковая стела Сераписа, фрагменты картонажа с росписью IV в. до н. э., созданная из фаянсовых бусин маска — часть бисерной сетки, некогда покрывавшей мумию вельможи (IV–III вв. до н. э.), фрагменты саркофагов (последние экспонируются не в рамках Салона, а в самой галерее «Архайос», расположенной на антресольном этаже ЦДХ, присутствует зарубежная экспертиза). История коллекции, приобретенной на аукционе в Германии, восходит к XIX веку. Все вышеперечисленные памятники очень хороши и, безусловно, новы для российского антикварного рынка. Остается лишь сожалеть, что после окончания салона они, скорее всего, вновь исчезнут из египтологического и искусствоведческого оборота.

Некоторое разочарование в этом году доставила прекрасная московская галерея «Fusion Cultures», которая несколько лет тому назад представила публике превосходные древнеегипетские вещи — части саркофагов XXI династии, маски греко-римского времени, предметы погребального инвентаря, которые стали настоящей сенсацией, несмотря на весьма посредственную атрибуцию, выполненную М. А. Чегодаевым. В этот раз стенд галереи, как всегда являющийся образцом высокого стиля экспозиции, посвящен искусству Индии и Китая; Египет отсутствует.

Эти истинные сокровища в «обрамлении» золоченых сфинксов претенциозного ампира выглядят как редкостные и интереснейшие гости Салона. Тенденция налицо: в антикварном мире стали появляться памятники, легально покинувшие Египет в 50–60-е годы XX века вместе с российскими специалистами, работавшими в стране. Итоги: стоит посетить незамедлительно; указанные галереи легко найти по плану, который свободно распространяется при входе.

© Виктор Солкин
© Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»

  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013