«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

“Родословная фараонов” в “Итогах”

Заметка «Родословная фараонов» стала одной из немногих, посвященных египетской тематике в истории журнала «Итоги» №15 (2006). К сожалению, это прекрасный пример того, как хороший замысел обернулся очередной псевдосенсацией; в статье масса ошибок и неточностей, которые автор, Андрей Жуков, допустил, взявшись за сложную тему, не будучи в ней специалистом.

Начнем с того, что храм Сети I в Абидосе, это не храм Осириса, а заупокойный царский комплекс. Именно поэтому отсчет царствований в нем идет от первого реального исторического царя египетской традиции. Он, и его 75 потомков в рамках ритуалов храма Сети I проходили таинства возрождения чрез т. н. «Ритуал обожествленного Аменхотепа I» — последовательность священной действий, которые были направлены на связь мира живых с его умершими царями, но не богами. Автор этого не знает, а потому задается вопросом, на который специалисты знают ответ с 1935 года, когда текст соответствующего ритуала был опубликован Аланом Гардинером (Gardiner A. Hieratic Papyri in the British Museum, Third Series, Chester Beatty gift. — London, 1935. Vol. 1, позднее — Bacchi E. Il Rituale di Amenhotpe I. – Torino, 1942).

Однако здесь не до тонкостей. Топоним Эль-Араба эль-Мадфуна присутствует в статье как «Арабет-эль-Мадфунах», город Абджиу как «Абиджу»; автор отождествляет богов Хентиаментиу и Анубиса, несмотря на то, что у них совсем различные функции. Невольно задаешься вопросом: зачем писать о том, в чем совершенно не разбираешься и для чего необходимо знание древнеегипетского языка и многие другие специальные навыки? В храме нет «фресок», вместо них — расписанные рельефы, однако Андрею Жукову не до подобных «мелочей». Главное — связать древнеегипетскую цивилизацию с инками, что само по себе неправомерно и не имеет права на существование даже как гипотеза: оснований у этого предположения нет никаких.

Автор ошибается: периодизация истории Древнего Египта установлена отнюдь не только на «абидосском царском списке», документов такого рода известно не «три», а больше. Автору невдомек, что «монолитные блоки» это современный технологический термин, неприемлемый к древней мегалитической кладке. Не зная, что легендарная эпоха правления богов в Египте именовалась «рек нечеру», автор называет этот период «зеп тепи». Сеп тепи, «изначальный момент» в египетских текстах это то мгновение, когда бог-творец создает вселенную. С историей человечества это понятие никак не связано.

«Египетский жрец Мането (греки называли его Манефон)...» Что за профанация? Жреца звали Мернеджхути, в египетском нет имени «Мането». Его сочинению, кстати не дошедшему до нас полностью, как и словам Геродота доверять полностью нельзя: как показывает сравнение этих данных с другими историческими исочниками, у обоих авторов была масса неточностей, объясняемых самим принципом восточной традиции, в которой история личностей замещается историей различных проявлений единого принципа божественной царственности. Автору это, впрочем, ничего не говорит. Главное любыми способами доказать то, что померещилось, и еще сделать это в духе «сенсации». «Уже в глубокой древности существовала легенда, что именно в этом храме была захоронена голова Осириса», — пишет г-н Жуков; между тем эта легенда сложилась только к началу Нового царства; до этого местом погребения головы Осириса считалась гробница царя Джера в абидосском некрополе Умм эль-Кааб. Сам Осирийон был найден не Питри (которого журналист почему-то называет «Петри»), а Г. Франкфортом и М. Мюррей. Здание это изначально было тайным помещением, над которым насыпали священный холм, именно поэтому оно глубже, чем основной храм Сети I. Такие Осирийоны есть в Гизе и Гебель Баркале, все они строились по единму принципу царями XVIII–XXVI династий, не раньше. Однако эти давно доказанные факты прошли мимо автора статьи.

Сообщая, что «на одной из стенок здания имеется пространная надпись внука Сети фараона Мернептаха, в которой говорится, что этот царь производил ремонтные работы Осириона», автор, сомневаясь в необходимости «ремонта» сооружения через несколько десятилетий после сооружения, опять же не знает, что Сети I умер, не завершим абидосский храм. Дело заканчивали его сын Рамсес II и его внук Мернептах. Именно об этом, а не о пресловутом «ремонте» говорит надпись, которой автор не читал в оригинале, а потому запросто искажает, не заботясь о правдивости своих слов.

В целом, очень грустно, что вместо действительно достойной статьи о египтологии на страницах «Итогов» появилась эта подделка под сенсацию. Даже на первой иллюстрации представлен не «Царский список» Абидоса, а всего лишь титулы и имена самого царя Сети I, многократно повторенные на одной из храмовых стен.

Виктор Солкин
  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013