«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

И вновь древности на «Christie's»

А укционный дом «Кристи» провел 25 октября очередные торги «Antiquities». На торгах была представлена солидная коллекция произведений искусства древнего мира, в которой Египет, однако, не занимает определяющего места. Египетская тема на этот раз представлена предметами второстепенной ценности, значительно уступающими тем, например, которые были на аналогичных торгах «Кристи» в прошлом году.

Безусловно, историко-культурный интерес вызывают два «блока» лотов, один из которых — рельефы из частной гробницы Древнего царства, а другой — коллекция сильно поврежденных инкрустаций для декорировки стен, происходящая из Ахетатона. На этот раз дом «Кристи», не раз сталкивавшийся с проблемой попыток легализации криминального египетского антиквариата, предоставил очень интересную информацию относительно лотов с рельефами. Так, представленные блоки с изображением пивоварни в день праздника нового года и празднества «Уаг», происходят из известного собрания Эдуарда де Курьера (1896-1987), уроженца Лиможа, семья которого более четырех веков была связана с книгопечатанием. В 1914 году он добровольцем пошел на фронт и прошел через многое, став в итоге кавалером ордена Почетного Легиона. После Первой мировой войны он продолжил дело отца и, кроме того, увлекся искусствоведением и собирательством. Порой ему удавалось обнаружить поистине бесценные памятники, один из которых — огромное средневековое распятие — он пожертвовал Лувру. Интересы Эдуарда де Курьера были очень широки; в его собрании имелась как живопись современных ему авторов, так и бесценные древние предметы, часть которых хранилась в его доме Дар эль-Хамра в Марокко. К сожалению, неизвестно происхождение двух рельефных композиций эпохи V-VI династий, которые были гордостью собирателя. На первом изображена пивоварня — на втором — хлебопекарня, в которой готовят тесто для 435 конических хлебов, предназначенных для празднества «Уаг» — одного из крупнейших событий заупокойного культа, ритуалы которого были связаны с посмертным возрождением покойного, его странствием в священный город Абидос и новым оправданием на суде Осириса. Рельефы неплохо сохранили полихромность, однако высокий эстимейт объясняется скорее древностью памятников, чем их действительной художественной ценностью.

Каменной скульптуры в новой коллекции совсем немного, а предметов высокого музейного уровня нет вообще. Интерес представляет фрагмент статуи богини Исиды, защищающей крыльями фигуру Осириса. К сожалению, верхняя половина тела Исиды полностью утрачена; фигура Осириса, увенчанного короной «атеф» и сжимающего в руках традиционные скипетры, сохранилась достаточно хорошо. Судя по некоторым следам, в древности памятник был позолочен, а в 1994 году уже проходил через торги дома «Кристи». Близкий аналог этой скульптурный группы, куда лучше сохранившийся, хранится в собрании галереи Уолтерс в Бэлтиморе, однако фрагмент, представленный на торгах, не отличается столь же высоким уровнем художественного исполнения. Куда более интересна диоритовая кубообразная статуя врача Паанмениу, но опять же не с точки зрения уровня памятника, а с точки зрения исторической информативности артефакта. Выполненная в III Переходный период, статуя происходит из коллекции Эдуарда де Курьера и изображает вельможу сидящим, традиционно сложившим руки на коленях; на его голове — длинный парик. По средине высоты статую покрывает рельефный «фриз» с изображением различных божеств. Спереди изображена Сехмет — повелительница врачевания, к которой подходят Хорур, также бог-целитель с супругой; справа, на боку статуи представлены божества фиванской триады — Амон, Мут и Хонсу, слева — мемфисской триады — Птах, Сехмет и Нефертум и, наконец, сзади — абидосской триады — Осирис, Исида и Хор. На опорном столбе сзади статуи сохранилась заупокойная формула, упоминающая имя и титулы изображенного: «Жертва, которую дает царь Осирису Уннеферу, богу великому, властителю вечности [повелителю] Иуну, чтобы он даровал жизнь… «божественному отцу» Амонрасонтера, «божественному отцу» Банебджедета, жрецу Птаха Неферпехти, главе врачей Верхнего и Нижнего Египта, Паанмениу, сыну Несптаха, рожденному Мехитэнуауат». Имя Паанимениу, одного из девяти известных глав врачей XXII-XXV династий также известно благодаря фрагменту надписи и голове статуи в собрании Египетского музея в Берлине, к сожалению, неопубликованной. Статуя врача неоднократно издавалась.

Среди бронзовых ритуальных изображений божеств, как всегда многочисленных, стоит выделить превосходную статую богини-матери Нейт, а также восхитительно сохранившуюся вотивную статую священного сокола Хора, которая могла бы стать украшением любого музейного собрания. Птица изображена стоящей, ее глаза инкрустированы золотом, клюв покрыт листовым золотом. Очень тщательно выполнено оперение птицы, а также широкое ожерелье и амулет — сердце, изображенные у нее на груди. Надпись на постаменте упоминает некоего Псамтика-са-Нейт, сына Псамтика, рожденного Тадиренепетнефрет. Это произведение искусства, безусловно, лучшее в египетской коллекции, представленной на торги, происходит из английского частного собрания и в 1986 году уже появлялось на торгах дома «Сотби».

Множество вопросов вызывает один из лотов — небольшой рельеф с изображением львиноголовой богини, трактованной специалистами «Кристи», как Сехмет. Отчетливо происхождение памятника не указано, расплывчато дана и его датировка. Несомненно одно: это не Сехмет, а Бастет, происходящая из блоков гранитных церемониальных ворот Осоркона II в Бубастисе. Как стиль исполнения рельефа, так и его размер и материал говорят в пользу этого предположения. Будем надеяться, что памятник окажется легально покинувшим Египет и история с украденными рельефами из храма Исиды в Бехбейт эль-Хагар, которые как-то появились на торгах «Кристи», не повторится.


Кликните на иконку для полноразмерного фото
Фрагмент саркофага с изображением богини Исиды.
Дерево, гипс; выс. 54,5 см.
Греко-римская эпоха.
Эстимейт — £4000-6000
Фрагмент систра с ликом Хатхор.
Фаянс, глазурь; выс. 9 см.
XXVI дин. 6 в. до н.э.
Эстимейт — £2500-3500
Фрагмент статуи Исиды и Осириса.
Стеатит, выс. 20 см.
XXVI дин. 6 в. до н.э.
Эстимейт — £5000-8000
Статуэтка богини Нейт.
Бронза, выс. 19 см.
XXVI дин. 6 в. до н.э.
Эстимейт — £15000-20000
Статуя священного сокола Хора.
Бронза, золочение; выс. 26 см.
XXVI дин. 6 в. до н.э.
Эстимейт — £55000-75000
Рельеф с изображением Бастет.
Гранит, выс. 9,7 см.
XXII дин. 9 в. до н.э.
Эстимейт — £1500-2500
Ушебти казначея Птаххотепа.
Фаянс, выс. 17,8 см.
XXVI дин. 7-6 вв. до н.э.
Эстимейт — £2500-3000
Фигурка Патеки.
Фаянс, выс. 7 см.
XXVI-XXX дин. 6-4 вв. до н.э.
Эстимейт — £2000-3000
Чаша предвечных вод.
Фаянс, диам. 13,3 см.
XVIII дин. 15 в. до н.э.
Эстимейт — £12000-18000
Рельеф с изображением пивоваров.
Известняк, выс. 31 cm, длина 32 см.
V-VI дин. 25-24 вв. до н.э.
Эстимейт — £15000-25000
Статуя врача Паанмениу.
Гранодиорит, выс. 42 см.
XXII-XXV дин. 8-7 вв. до н.э.
Эстимейт —£50000-80000
Рельеф с изображением хлебопеков.
Известняк, выс. 31 cm, дл. 93 см.
V-VI дин. 25-24 вв. до н.э.
Эстимейт — £25000-35000

© Виктор Солкин
© Фото — Аукционный дом «Christie’s»

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013