«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Величие былых веков: Первый российский аукцион «Древний мир»

Еще несколько лет тому назад казалось, что позволить себе собирать подлинные произведения древнего искусства могут лишь богатейшие коллекционеры Европы и Америки. Бытовало мнение, что для России эпоха выдающихся коллекций «антиков» ушла вместе с именами тех ученых и знатоков искусства, чьи собрания легли в основу государственных музеев. В.С. Голенищев, М.А. Хитрово, А.С.Уваров из своих многократных поездок на Восток и на европейские аукционы привозили раритеты, благодаря которым Россия открывала для себя пространство классической Греции или таинственные древности Египта, изящество гандхарской cкульптуры или удивительные памятники Китая и Монголии. Присутствие произведений искусства древних цивилизаций в интерьерах лучших особняков и усадеб Москвы и Петербурга было правилом хорошего тона; на фоне полотен старых мастеров порой красовалась бронзовая статуэтка египетской священной кошки, как это было в гостиной Юсуповых в «Архангельском», а в точеных горках, например в усадьбе «Поленово», наряду с фарфором и стеклом хранились скарабеи или статуэтки греческих божеств. На приобретения новых и новых предметов старины порой тратились целые состояния. После революции приток культурных ценностей в страну был прекращен, и только в конце XX века появилась возможность формирования новых эксклюзивных коллекций: мы начинаем наверстывать то, в чем значительно уступили Европе.

Именно продолжением дела виднейших русских коллекционеров прошлого можно считать первый в отечественной истории аукцион «Древний мир», который состоится 9 декабря 2006 года в галерее «Дача» (Одинцовский район, Барвихинский с/о, Рублево-Успенское шоссе, дер. Жуковка, 70). Начало в 16.00. На предаукционной выставке, которую могут посетить все желающие, представлены наиболее интересные лоты, среди которых есть совершенно уникальные для России предметы: древнеегипетские маски и стелы, коптские ткани, греческая лаковая керамика, бронза и керамика из Юго-Восточной Азии и, наконец, поразительной сохранности сосуды культур южной Америки: Наска, Мочика, Ламбайеке.

Всего на выставке, которую сопровождает полноценный научный каталог, около ста предметов, за каждым из которых стоит история длиной в несколько веков, а порой, — тысячелетий. Важно отметить, что все произведения попали в Россию из известных частных собраний Европы и не раз появлялись на торгах известнейших аукционных домов Германии и Великобритании. Эксперты аукционного дома «Кабинетъ», проводящего выставку и сам аукцион, считают, что коллекционирование должно быть познавательным и поэтому постарались снабдить каждый лот максимально подробным комментарием и справочным материалом, предоставленным экспертами из Государственного музея Востока, музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого, Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ».



Стела с изображением божественной триады: Хора, Хатхор и Хора-Шематауи. II-I вв. до н.э.

Древнеегипетские лоты, в частности — прекрасная посвятительная стела с изображением божественной триады сокологолового Хора, богини любви Хатхор и их небесного младенца Хора-Шематауи, — происходят из коллекции известного германского собирателя Вильгельма Хорна (1870-1959), который с детства увлекался египтологией, мифологиями Греции и Рима. Став успешным берлинским банкиром, он в 1926 — 1938 годах активно вкладывал свои средства в пополнение коллекции предметов древнего искусства. Хорн приобретал вещи и в Берлине, и во время своих путешествий в Египет. Многие предметы из его коллекции выставлялись на «Antiken aus Rheinischem Privatbesitz» проходившем в Бонне в 1973 — 1974 годах и были приобретены известными музеями мира и частными коллекционерами. Из Германии происходят и многие предметы античной керамики. Так, из известного собрания С. Ван Дрисума ведет свою историю один из лучших лотов аукциона — ойнохоя — кувшин в форме головы девушки, использовавшийся для разливания вина на пиршествах; устье в форме трилистника позволяло наполнять сразу три чаши, расставленные треугольником.



Ойнохоя в виде женской головки. Керамика. V в. до н.э.


Скульптурная голова Будды. Гандхара, IV-V вв. н.э.

Думается, не менее интересной посетителям покажется и американская керамика, особенно редкая в России. Полихромные сосуды из коллекции Дж. У. Н. ван Аштерберга превосходно сохранили цвет и, пожалуй, особенно декоративны, покрыты изображениями духов-предков с крыльями и хвостами хищных птиц, экзотических животных, богатым орнаментом. Дж. У. Н. ван Аштерберг (р. 1928 г.) — потомственный коллекционер, еще в молодости увлекшийся керамикой. В 1920-е годы его отец собрал большую коллекцию европейских и ближневосточных облицовочных плиток. После второй мировой войны часть его коллекции была передана в собрания ряда нидерландских музеев. Молодой Аштерберг продолжил пополнять лучшими образцами керамики мира собранную отцом коллекцию, которая постепенно стала одной из самых значительных в Нидерландах.

Стоит ли говорить, что не менее хороши представленные на выставке образцы этрусской керамики буккеро — черная глина, с лощеной блестящей поверхностью, рельефным декором и резьбой или же скульптурный портрет Будды, гандхарской школы, с поразительно красивым лицом, полуприкрытыми веками и мягкой моделировкой губ. Впрочем, сами памятники на выставке расскажут посетителю куда больше. Это настоящий диалог эпох — прошлого и настоящего, в основе которого — нетленный идеал искусства древних цивилизаций.

© «Правда.ру»
© Виктор Солкин, Юрий Макаренко
© фото — Юрий Макаренко

 
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013