«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Пятидесятилетие собрания Лагунилласа в Гаване.

Дилемма посещения музеев типа Эрмитажа в Санкт-Петербурге или Галереи Уффици во Флоренции заключается в тщетности всех попыток оценить все их великие сокровища. «Мадонна с младенцем» Рафаэля и «Три грации» Боттичелли? Различие в том, что если они расположены в вашем родном городе: тогда Вы, по желанию, можете возвращаться снова. Таков случай с Музеем изобразительных искусств в Гаване, собрания которого размещены в двух отдельных зданиях, — один для кубинского искусства и второй — для всемирного искусства.

Всемирный художественный музей был открыт в 2001 в бывшем здании Астурианского Центра Гаваны. Это здание — роскошный пример эклектичной архитектуры, в основе которой лежит, естественно, вдохновение испанским искусством. Новая эпоха для этого великолепного особняка началась с той поры, как доктор Хоакин Гума (Гавана, 1909-1980), граф Лагуниллас, пожертвовал свое исключительное собрание древнего искусства Музею Изобразительных Искусств.

Для празднования пятидесятилетия этого события, был проведен коллоквиум, на котором, во время одной из конференций, городской историк Эусебио Леаль описал собрание как «одно из наиболее важных в Западном полушарии» и подтвердил, что доктор Гума — «патрон кубинской культуры, так много и бескорыстно для нее сделавший». Прогулка по пяти залам, в которых выставлена коллекция Лагунилласа, непроста — в ней так много превосходных памятников, что просто пройти мимо большинства из них — невозможно.

Египетская коллекция музея разделена на два больших зала: один посвященный жизни и второй — смерти. Сто тринадцать экспонатов собрания не покрывают хронологически всю историю Древнего Египта; сгруппированные по темам, они могут дать посетителям лучше понять историю Египта, повседневную жизнь его жителей, структуру его государства и пространство его религии. Преобладающее большинство экспонатов принадлежало графу Лагунилласу, семь прибыло из собрания Академии, а также было одно недавнее пожертвование — специально для научного события, празднования пятидесятой годовщины коллекции Лагунилласа — от Кристиана Лёбена, главного хранителя музея искусств в Ганновере: ваза неолитической культуры Нагада. Еще один важный памятник, который поступил в собрание из-за рубежа, — превосходный полихромный деревянный саркофаг, который был пожертвован Египтом в знак признания вклада Кубы в дело спасения и сохранения храмов Нубии.

Среди экспонатов, посвященных заупокойному обряду в Египте — четыре канопы, вотивные стелы, сердечные скарабеи, и папирус с текстом «Книги Мертвых». По словам хранителя коллекции, д-ра Чайкери, самый лучший предмет собрания — голова статуи бога Амона, выполненная из черного базальта, «миниатюрная, очень изящно сделанная; на ней можно видеть различную обработку поверхности камян — от гладкой полировки лица и до необработанной короны, которая. судя по оставшимся фрагментам, была отделана золотом. Сама статуя, от которой происходит голова, обнаружена в собрании Лувра и хранитель надеется, что в один прекрасный момент хотя бы на время образ бога Амона будет воссоединен во всем своем великолепии и представлен публике в Гаване и Париже.

© «Granma International»
© Авторизованный перевод: Татьяна Рубановская

 
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013