«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Разрушения в Долине царей


Долина царей

Е жедневно огромное количество туристов посещает гробницы в Долине царей, случайно касаются стен и даже намеренно трогают пальцами рельефы.

Впервые раскопанные в начале XIX столетия, царские гробницы фиванского некрополя, хотя и лишенные своего изначального наполнения, находились, однако, в замечательном состоянии. Роскошные рельефные изображения сохранили цвета столь же яркие, как и в тот день, когда они были нанесены. Однако грабежи, осквернение, исследования, экологические загрязнения и туризм нанесли с тех пор значительный вред, и хотя были предприняты последовательные усилия, чтобы защитить гробницы в Долине царей, перспективы остаются мрачными. Изумительная декорировка приходят в упадок быстрее, чем ее можно восстановить.

Монахи и отшельники, которые скрывались в царских гробницах в раннехристианскую эру, несут ответственность за многие повреждения стен и рельефов. Свидетельством их пребывания здесь являются надписи на стенах, которые сегодня являются частью исторического наследия, и копоть от тусклых масляных ламп. После открытия европейскими исследователями XIX столетия Долины царей, многие гробницы постигла печальная участь - рельефы пытались скопировать, налагая непосредственно на слой полихромной росписи бумагу, пропитанную воском; иногда их даже просто вырубали для выставки за границей, разрушая при этом существенную часть ближайшего декоративного слоя на стенах.

Среди тех, кто делал зарисовки сцен и надписей, были Ипполито Роселини, коллега Франсуа Шампольона, человека, сумевшего расшифровать иероглифы в 1822, и Эмиль Прис д'Авенн, способный мастер, который прибыл в Египет при протекции Мухаммеда Али в 1827. Д'Авенн сделал роскошные детальные копии художественного оформления стен, некоторые из которых уже исчезли в то время, когда он в снова приехал в Египет, в 1859 году.


Гробница Аменхотепа II. Все еще закрыта для туристов.

На сегодняшний день наибольшую угрозу для памятников представляют туристы. Большие группы в узких коридорах, увеличение влажности - вот главные проблемы. Потемневший, затертые области около некоторых самых восхитительных сцен, особенно на углах столбов, происходят, вероятно, из-за того, что туристы прикасаются к ним деталями тела или одежды, а иногда даже и намеренно царапают рельефы. Дина Бакхом, молодой египетский инженер, специализирующаяся на восстановлении и сохранении памятников, отрицает предположение, что нет никакого способа остановить разрушения гробниц, пока туризм остается оплотом египетской экономики. Она признает, однако, что серьезные действия должны быть предприняты немедленно, чтобы гарантировать сохранность этого ценного художественного и исторического наследия для будущих поколений.

Бакхом работает под руководством Кента Уикса, директора Фиванского Картографического проекта, осуществляемого на базе представительства Чикагского Университета в сотрудничестве с Высшим Советом по Древностям (SCA). Цель проекта состоит в том, чтобы выполнить фотографическую документацию, выявить проблемы, определить причину ухудшения состояния, и описать технические вопросы, связанные с типом наблюдаемого повреждения.

"Большинство гробниц структурно устойчивы", - говорит Бакхом. – Некоторые из трещин в фундаменте происходят из-за природы скального массива. Когда трещины тянутся от одной стены до другой поперек коридора по потолку, они не представляют никакой реальной опасности для гробницы, даже при том, что они вызывают потерю узкой секции слоя грунта под росписью. Самое серьезное повреждение - фактическое отделение красочного слоя от поверхности скалы, и, к сожалению, никакая современная технология не может определить, где есть вероятность такой угрозы. Лучший метод - это мягко проколоть красочный слой, чтобы найти полые области.

"Это может казаться очень простым, - добавляет она, - но человеческий глаз чрезвычайно эффективный инструмент. Только с помощью наблюдения можно найти слой вздувшегося слоя грунта на стенах. Этот метод успешно позволяет выявить потенциальные опасные зоны, где необходимо срочное вмешательство."Расслаивание и потеря краски в верхних слоях грунта стен некоторых гробниц или в углах потолков могут происходить из-за концентрации высокой влажности в тех областях, добавляет Бакхом. "Потеря красочного слоя в других областях, возможно, была вызвана осиными гнездами, в то время как затемнения на верхней поверхности стен гробниц около потолка, кажется, вызвано летучими мышами, - говорит она. - В некоторых гробницах были отмечены закругленные деревянные вставки, находящиеся на почти равных интервалах в верхних частях стен. "Мы идентифицировали их как вставки для старых электрических кабелей. Долина царей фактически все еще сохраняет старые кабели", - говорит Бакхом.

Долина царей располагается в двух километрах от берега Нила. Сегодня, благодаря хорошей дороге, ведущей от набережной реки, это расстояние кажется меньше. До строительства этой дороги Долина казалась посетителям местом крайне отдаленным. Гробницы долины относительно просты, состоят из ряда высеченных из камня комнат, к которым присоединяются коридоры, и отличаются друг от друга только по длине и по числу комнат, которые представляют собой сцены в путешествия умершего фараона через пространство загробного мира. Сопровождающий овноголовое Солнечное божество в его ладье и окруженный свитой божеств, фараон изображен проходящим из одной части загробного мира в другую через массивные врата, которые охраняют змеи, защищают боги и богини, пока он не достигает места суда Осириса, властителя загробного мира, где он получит жизнь вечную. Ни одна гробница точь в точь не повторяет другую, поскольку жрецы развивали доктрину о природе пересечения солнцем ночного неба, и путешествия фараона через мир подземный.


Хоремхеб перед богиней Хатхор. Фрагмент расписанного рельефа из гробницы.

"Существуют различные типы декорировки гробниц в Долине царей, -говорит Бакхом. - Выбор техники зависит от династии, во время правления которой была построена каждая гробница, или в некоторых случаях зависит от характера скалы. Там, где скала была нормальной, художественное оформления могли быть вырезаны непосредственно на стене, но в других случаях сначала должен был быть сделан специальный слой штукатурки. Каждый метод сегодня подробно изучается. Мы наблюдаем типы повреждений, их причины, анализируем и рассматриваем методы восстановления. Некоторые гробницы полностью потеряли все слои штукатурки, оголилась внутренняя каменная основа. В других потерян лишь незначительный слой красочного слоя. Существуют также и другие проблемы: накопление пыли, цветение солей, и корки на синих и зеленых пигментах».

В словах Бакхом звучит беспокойство и отличное знание изучаемой ею гробницы. "Мы еще не знаем причину некоторой очень странной черной корки, которая появляется на синих и зеленых пигментах, которой нет ни на одном из других цветов, - говорит она. - Мы должны понять это явление и определять, является ли это химической реакцией на этот специфический тип пигмента или накопления пыли, которое реагирует другим способом на этих специфических цветах. Возможно, что это реакция на использование определенных веществ".

За предыдущие тридцать лет, Египетская Служба древностей - теперь Высший Совет по Древностям (SCA) - приняла многочисленные меры, чтобы сохранить гробницы. Был построен новый терминал для туристских автобусов; перенесены на безопасное расстояние от гробниц туалеты, так как канализационные отходы стекали прямо в основание Долины; были установлены правила, включая нормирование количества посетителей согласно размеру гробницы. К сожалению, эти правила строго не соблюдаются. Туризм и спасение памятников - плохие компаньоны и, поскольку количество туристов все растет, то разрушение превосходит сохранение памятников древности.

Как оказалось, строительство международного аэропорта в Луксоре - тоже бедствие, способное повредить древностям. Количество посетителей Долины царей увеличилось более чем на 7 000 в день в туристский сезон. Группы толпятся в коридорах и крошечных комнатах, поэтому поднимается пыль; рельефы портятся, так как посетители проходят вплотную к стенам; повышается уровень влажности. SCA прилагает все усилия, чтобы держать ситуацию под контролем, предусматривая, что только 14 гробниц в царском некрополе должны быть открыты для публики, и не больше, чем 11 в любой момент. Другие гробницы закрыты ради их защиты или в них проводятся восстановительные работы. SCA установил стеклянные панели в некоторых гробницах, чтобы защитить рельефы, но, как объясняет Бакхом, несмотря на их преимущество, стеклянные панели имеют серьезные неудобства, которые могли бы привести к фактическому ухудшению рельефов. "Гробница - не законсервированная музейная среда, поэтому, хотя стекло и защищает стены от контакта с туристами, из-за узкого пространства между стеклянной панелью и стеной, появляется риск повредить рельеф, во время чистки самого стекла. И при этом стекло не достигает потолка гробниц; поэтому оно не мешает появляться на рельефах пыли".

Руководство Фиванского картографического проекта предлагает SCA удалить существующие стеклянные панели и заменить панелями, около метра высотой, помещенными на безопасном для рук расстоянии от стен. "Это препятствовало бы людям прикасаться к рельефам и в то же самое время позволило бы легко очищать само стекло, - говорит Бакхом. - К сожалению, существующие стеклянные панели почти два метра высотой очень тяжелы и трудны для уборки".

Так какой шанс имеют гробницы, особенно когда они должны «бороться» с природой? Каждое десятилетие Луксор подвергается тяжелым ливневым бурям и внезапным наводнениям. Физический эффект массы воды, текущей вниз в естественную долину, несущие глыбы камней и песка - это большая проблема. Были предприняты усилия, чтобы управлять ливневыми эффектами, строя защитные стены вокруг входов в самые уязвимые гробницы в более низкой точке страты, но насколько эффективно это будет перед лицом будущего наводнения, еще неизвестно.

Больше чем столетие назад, была признана важность выполнения эпиграфических отчетов всех постоянных памятников в Луксоре, но только теперь появились полные описания и фотографии. "Должны быть задокументирована каждая стена в каждом коридоре и камере каждой гробницы, от пола до потолка, и на каждой колоне, - говорит Бакхом. - Необходим общий план, чтобы показать местоположение стен, уже зарегистрированных. Мы создаем ценную базу данных, необходимых для работы. Никогда прежде не делался такой обзор, действительно уникальный, потому что фактическое состояние каждой гробницыб - первый шаг к установлению причины повреждения и оценки лучшего метода, чтобы остановить дальнейшее разрушение».

Но действительно ли это - безвыигрышное сражение? Постоянная проблема - накопление пыли почти на всех стенах гробниц, заставляет цвета казаться более темными и более тусклыми, чем они есть на самом деле. Кроме того, нет никакого регулярного обслуживания или очистки и таким образом пыль, наряду с высокой влажностью в гробницах, оставляет свои следы на стенах. Это очень разрушительно, потому что, как объясняет Бакхом, пыль становится тяжелой и заставляет роспись отслаиваться от стены. Тем не менее, за прошедшие два года уже сделаны значительные успехи. И работа продолжается. На основе результатов исследования будут разработаны рекомендации для будущей защиты художественных росписей гробниц, независимо оттого, что с ними произойдет.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод – Екатерина Булгакова

 
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013