«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта





Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?


Гробница Сети I: на пути к решению загадки.


Статуэтка ушебти, выполненная из фаянса и надписанная именем царя Сети I, была обнаружена внутри загадочного коридора, идущего в неизвестном направлении от погребальной камеры гробницы Сети I в Долине царей (KV17).

Открытие сделано археологической миссией, в которой приняли участие только египтяне, впервые, как сообщают египетские источники, "после того, как работы в Долине царей были монополизированы иностранцами на протяжении последних двух веков". В этом же коридоре обнаружен ряд керамических сосудов и фрагменты расписных стен гробницы, которые упали в него, видимо, уже после открытия «дома вечности» Сети I в XIX веке. В процессе расчистки гробницы выяснилось, что длина коридора составляет 136 метров, а не 100, как упомянул в своём отчёте обнаруживший её Джованни Бельцони.


© ANSAmed
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин


Гробница Сети I. Историческая справка.



Погребальная камера гробницы Сети I.
Вход в коридор, где ведутся археологические работы.

«16 Октября 1817 года я продолжил свои раскопки в долине Бибан эль-Молук и направился к тому счастливому пятну на почве, которое возместило все неприятности, испытанные мною во время исследований. Возможно, это был один из самых счастливых дней в своей жизни…», – писал итальянский археолог и авантюрист Джованни Бельцони в своих мемуарах об открытии засыпанного входа в гробницу Сети I (KV17).

Усыпальница Сети, часто называемая «гробницей Бельцони», – самая большая и роскошная в Долине царей. Впервые нарушив традицию покрывать росписями лишь самые важные помещения гробницы, мастера создали потрясающий и непревзойдённый шедевр египетского заупокойного зодчества, от входа и до погребальной камеры декорированный в технике раскрашенного рельефа. Некоторые помещения остались незавершёнными: рельеф в них только прорисован красной краской и выправлен старшим мастером при помощи чёрного красителя; затем следовала работа скульптура и завершающий этап нанесения красочного слоя. Подобно стенам гробницы, алебастровый саркофаг царя также был покрыт изящными рельефами, инкрустированными голубой стеклянной пастой, – сценами из заупокойных текстов – Книги Врат и Книги Мёртвых. Бельцони вывез памятник в Лондон, где он выставлен в настоящее время в музее Джона Слоана. Великолепно сохранившаяся мумия Сети I и остатки первоначального деревянного гроба были обнаружены Эмилем Бругшем в тайнике Дейр эль-Бахри (DB320) в 1881 году.

Самая длинная и глубокая во всей Долине царей, усыпальница Сети I состоит из двух наклонных коридоров-лестниц, ведущих к комнате с шахтой в полу и первому колонному залу; в этом месте в гробнице появляется «вторая ось», состоящая из одного зала с незавершёнными рельефами, предназначение которого, возможно, состояло в обмане грабителей. Настоящая ось залов спускалась ниже к погребальной камере.
Этот огромный и роскошно отделанный зал окружён предшествующим колонным залом и тремя дополнительными помещениями; кроме того, здесь имеются ниши ритуального назначения. Дополнительный коридор, единственный подобный в Долине царей, ведёт из погребальной камеры вниз, вглубь скалы; он не расчищен до сих пор.


Роспись потолка погребальной камеры гробницы Сети I.

Уникальные по уровню исполнения и изяществу, рельефы гробницы посвящены двум основным темам: предстояния и жертвоприношения царя перед божествами и иллюстрации к так называемым «Книгам Загробного мира». В усыпальнице представлены четыре подобных текста: Амдуат, Литании Ра, Книга Врат и Книга божественной Коровы. Они дополняются сценами ритуала Отверзания уст, благодаря которому усопший царь мог в загробном мире двигаться, дышать, принимать пищу.

Среди сцен с изображениями богов в гробнице доминирует образ бога солнца Ра, творца вселенной, ночное путешествие которого давало умершему возможность воскреснуть. В царской гробнице умерший правитель сливается с солнечным божеством, или, по крайней мере, выступает в роли его спутника, таким образом, включаясь в циклическое движение солнца, возвращающегося на небо каждый раз после плавания по загробному миру – обиталищу усопших и духов. Идея участия царя в этом путешествии легла в основу Литаний Ра или Книги Восхваления Ра на Западе, сцены которой украшают стены первых двух коридоров усыпальницы Сети I. Среди нескольких молитв, составляющих Литании, первая и самая длинная обращается к божеству с семидесяти пятью призывами, связанными с его функциями в загробном мире во время путешествия по областям умерших.


Лунная ладья. Фрагмент книги «Амдуат» в гробнице Сети I.

Одна из важнейших тем Литаний – встреча Ра и Осириса в загробном мире для того, чтобы объединиться в единое Великое Божество: «Ра этот, упокоившийся в Осирисе и Осирис, упокоившийся в Ра» – божественную двойную душу, упоминаемую в 17 главе Книги Мёртвых. Одновременно бог Ра – это душа Великого Божества, идущая в загробный мир, чтобы воссоединиться со своим телом – Осирисом. Подобным образом, душа умершего царя соединяется с Ра и пересекает время и пространство, чтобы обрести тело, соединившееся с Осирисом, Владыкой Великого Запада.

Амдуат и Книга Врат дают нам детальное описание загробного мира. Нам неизвестно древнеегипетское название Книги Врат, тогда как Амдуат («То, что в Загробном царстве»), в древности называлась «Писания Тайного Покоя». Они обе очень близки по своему замыслу, разделяя пространство, пересекаемое богом солнца, на двенадцать частей по аналогии с двенадцатью часами ночи. Каждая из двенадцати областей представлена в трёх горизонтальных регистрах с рельефами. Среднюю часть сцен занимают изображения ладьи Ра. Книга Врат дополняет картину знанием об огромных воротах в каждую область, охраняемых змеями и демоническими сущностями, вооружёнными ножами. Именно они уничтожают каждого, кто пытается пройти врата, не произнеся нужного заклинания.


Царь перед Осирисом.
Набросок для незавершённого рельефа
в гробнице Сети I.

В своей ладье Ра представлен в виде бараноголового божества; в древнеегипетском языке слова «баран» и «душа» звучат одинаково: bA, и здесь, по-видимому, мы имеем дело с дополнительным подтекстом изображения: бараноголовый бог спускается в загробное царство как душа bA, чтобы воссоединиться с телом. Согласно Амдуат, в ладье вместе с Ра находятся различные божества: «Открыватель путей» Упуат, Хатхор – «Владычица Ладьи» и Хор – «Рулевой». В более поздних версиях Книги Врат мы встречаем только двух богов: Сиа – «Разум» и Хека – «Магическую силу», сопровождающих бога солнца в его плавании у истоков бытия. Время изображения представляют по разному: бесконечный змей, двенадцать звёзд или двенадцать прекрасных женщин – всё это символы часов ночи, сопровождающих «Ладью Миллионов Лет». Вслед за Ра в «открытые» им области этого загадочного мира вступают души умерших.
Время, идущее в загробном мире вспять, согласно которому солнечная барка движется в направлении обратном обычному, земному – с запада на восток, отражается и на богах Ладьи Миллионов Лет: пройдя в заключительном часе ночи сквозь тело огромного змея, они выходят из его рта омоложенными, «словно дети».
Опасность остановки вечного движения солнца персонифицируется в загробном мире в образе гигантского змея Апопа, выпивающего воды под ладьёй Ра. Сцены уничтожения Апопа богами и эпизоды сожжения врагов Ра в огненных озёрах имеются как в Амдуат, так и в Книге Врат.


Иллюстрация к «Книге Коровы» в гробнице Сети I.

Книга Божественной Коровы рассказывает о других врагах Ра – людях, взбунтовавшихся против творца вселенной в далёкие времена, когда ещё сам Ра правил землей. Отправленное на борьбу с ними «Солнечное Око», персонифицированное грозной богиней Сехмет, уничтожило большинство бунтовщиков и смилостивилось над оставшимися лишь благодаря вмешательству самого Ра. Затем боги покидают землю, поднявшись в небеса на спине Небесной коровы. Начинается новый этап творения, когда зло на земле будет повержено воскресшим Осирисом, ставшим в загробном мире судьёй душ умерших, соизмеряющим вес людских сердец со страусовым пером – символом богини вселенской гармонии Маат.

В то время как праведные души обретают блаженство на Сехет Иару – Полях Зелёного Тростника, грешники, сжигаемые в озёрах пламени, ожидают своей очереди, чтобы получить новое, избавленное от грехов тело. Только соединение души bA и тела обеспечивает надежду на будущее возрождение. Сам же Ра, соединившись с Осирисом и возродившись в образе скарабея Хепри, рождается вновь на восточном горизонте неба и продолжает свой нескончаемый путь.


«Книга врат», шестой час ночи.
Рельеф в гробнице Сети I.

Сцены из Амдуат и Книги Врат покрывают бóльшую часть пространства стен гробницы Сети I. Пространство потолка погребальной камеры заполнено изображениями звёзд и группой созвездий северной части неба, которая считалась самой важной на небосводе. Месехтиу – «Бычья нога» (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, изображается рядом со стерегущим её воплощением Исиды Хесамут – «Исидой, Матерью Грозной» – Великим Гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов. «Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде – Гиппопотаму после того, как он (Хор) отрезал его (Сетха) переднюю ногу, он бросил её в середину неба, поставлены боги хранить её – Переднюю Ногу северного неба – и Великая Гиппопотам держит её так, что она не может двигаться среди богов», – говорится в тексте Книги Дня и Ночи и мифологическом папирусе Жюмильяк. Сокологоловый бог Ан, часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно представляет созвездие Лебедя. Селкет – богиня охранительница умерших – часто изображается рядом с Месехтиу. Ниже находятся созвездия «звезды бога Ра» Нечер-Ру – «Божественного Льва», крокодила Хетеп Редуи, символизирующего Владыку Вод – бога Себека, а также антропоморфное божество, повергающее крокодила. Большинство северных созвездий не идентифицировано. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств – Мааэнитеф – «Видящий отца своего», Иренджетеф – «Сотворивший тело своё», Ирренефджесеф – «Сам создавший имя своё», некоторые другие; замыкал процессию умерший царь.

Таким образом, царская мумия лежала под телом богини неба Нут, изображённой также на внутренней стороне крышки саркофага и принимающей усопшего в свои бессмертные объятия.


© Виктор Солкин
© Фото: TMP


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013