«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта





Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?


$ 150 тысяч за царскую дочь на «Сотби».


Среди памятников искусства древних цивилизации, которые будут представлены на торгах аукционного дома «Сотби» 5 июня этого года, Египет занимает если не центральное, то совершенно особое место. Причина этому – отнюдь не количество лотов египетской коллекции, но высокое качество заявленных на торги произведений искусства.


Голова статуи принцессы Небетах.
XVIII династия.

Безусловно, самый интересный памятник среди представленных лотов – это скульптурный портрет принцессы Небетах, дочери Аменхотепа III и его супруги Тейе, выполненный из твёрдого известняка с большим мастерством. Памятник, явно заниженный эстимейт которого составляет $ 100-150 тыс., очень привлекателен, несмотря на то, что лицо царской дочери, обрамлённой массивным круглым париком со следами т.н. “локона юности”, сильно повреждено. Высота головы Небетах – 27,6 см; она была найдена в Мединет Абу, близ южных ворот заупокойного комплекса Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан и с начала XX в. хранилась в одной из частных коллекций Лиона. Изначально фигура принцессы была частью колоссальной скульптурной группы, изображавшей Аменхотепа III с Тейе и тремя дочерьми – Небетах, Хенуттанеб и, возможно, Исидой. Небольшие фигурки принцесс стояли у ног восседающих на престоле родителей, высота которых была более 7 метров. После того, как храм Аменхотепа III был разрушен регулярным половодьем и вандалами, некоторые памятники были разбиты на части. Именно поэтому колоссальная скульптурная группа, изображающая царскую семью, была обнаружена в XIX веке разбитой на многочисленные фрагменты. Памятник, впрочем, был восстановлен и украшает сегодня атриум Египетского музея в Каире.
Когда слепок скола шеи памятника, представленного на аукцион, был совмещён с телом крайней принцессы, стоящей у ног матери, стало ясно, что речь идёт о частях единого целого и повреждённый портрет сохранил черты принцессы Небетах. Это единственный сохранившийся скульптурный портрет этой принцессы, а потому голова, выставленная домом «Сотби», – уникальна. Слепок с этого портрета был подарен Египетскому музею и помещён на место, которое раньше занимал оригинал.
Колоссальная группа царя и его семьи сохранилась, несмотря на повреждения, очень хорошо только потому, что, видимо, верхняя её часть рухнула ещё в древности. Именно поэтому Рамсес III, сооружая свой храм в Мединет Абу, не узурпировал памятник, а приказал частично закопать его в грунт. Другие два колосса, также стоявшие у южных ворот храма в Ком эль-Хеттан, и изображавшие по отдельности царя и царицу были перевезены во второй двор храма Рамсеса III и надписаны именами этого царя и его матери, Тейе Меренисит. Впрочем, судьба этих статуй была ещё более печально: их уничтожили раннехристианские фанатики, превратившие второй двор храма в Мединет Абу в церковь и разбившие царские образы; в наши ни от них остались только колоссальные постаменты, покрытые рельефами тончайшей работы.
Если вернуться к Каирской группе и предположить, что огромные головы царя и царицы рухнули прежде, чем памятник попался на глаза вандалам, то становится понятно, почему их лица сохранились столь превосходно, в отличие от лица Небетах, которое несёт на себе следы намеренного интенсивного скалывания.
В 1897 году египтолог Жорж Даресси обратил внимание на груды известняковых фрагментов, лежавших в зоне обрабатываемых земель и перенёс сохранившиеся фрагменты во внешний двор малого храма Амона в Мединет Абу. Оттуда фрагменты были направлены в Каир, чтобы в 1902 году скульптурная группа вновь вознеслась в центральном зале нового, только что открытого Египетского музея.


Ушебти царя Рамсеса IX.
XX династия.

Не менее интересен и другой лот – превосходная ушебти царя Рамсеса IX, выполненная из дерева, высотой 30,9 см (эстимейт – $ 80-120 тыс). Царь традиционно изображён в облике Осириса с забальзамированным и запеленатым телом; на его голове – царский платок немес, на груди – широкое ожерелье “усех”, в руках, перекрещенных на груди, некогда находились царские скипетры. Лицо царя с плотными щеками и подчёркнуто пухлыми губами, несомненно портретно. В надписи упоминается тронное имя Рамсеса IX – Неферкара Сетепенра, что делает ушебти очень ценной – портретных скульптурных изображений Рамсеса IX сохранилось очень мало.

Ушебти происходит из гробницы Рамеса IX в долине царей (KV6), которая выглядит гораздо более внушительной, чем остальные памятники этого правления. Судя по нескольким десяткам греческих и латинских граффити на стенах, она была открыта ещё в древности. В XIX веке в поисках сокровищ гробницу посетил британский консул Г. Солт; в результате ряд предметов из этой гробницы, в том числе великолепная деревянная статуя Ка Рамсеса IX, четыре ушебти и статуэтки духов в настоящее время хранятся в Британском музее. При расчистке гробницы, проведённой в 1888 году Дж. Даресси, были выявлены многочисленные остраконы и большой деревянный ковчег, вероятно использовавшийся как салазки для перемещения в KV6 саркофага, который, к сожалению, до нашего времени не дошёл. Ко времени кончины царя была завершена отделка всего лишь первой половины гробницы. В отличие от пропавшего саркофага, мумия Рамсеса IX была обнаружена в тайнике Дейр эль-Бахри 320 в 1881 году, укрытая гирляндами цветов и лежащая в саркофаге дамы Несхонсу, жены жреца Амона Пайноджема II. Согласно записям на пеленах, останки были отреставрированы и вновь запелёнуты в храме Мединет Абу на 7-м году правления Херихора Сиамона, то есть приблизительно в 1080 г. до н.э.


Ушебти вельможи Ааупуаута.
XVIII династия.

Представленная на аукционе, пятая ушебти Рамсеса IX – самая совершенная и мастерски выполненная, с 1910 по 1940 год хранилась в известном голландском собрании Джэнет Уолен, позже неоднократно перепродавалась через крупнейшие европейские галереи. Изначально светло-коричневая поверхность памятника была покрыта слоем чёрной смолы, фрагменты которое кое-где ещё сохранилось; подобная практика была связана с представлениями о чёрном пигменте, как о цвете вечной жизни и возрождения, обретённого через таинства земли, пространства Птаха-Сокара-Осириса. Текст, сохранившийся на ушебти, – одна из самых длинных версий подобных надписей и содержит ряд оборотов, которые встречаются лишь на царских ушебти.

Также очень искусно сделана и другая ушебти, представленная на торгах и принадлежащая некоему Ааупуауту, современнику первых царей XVIII династии. Памятник, чей эстимейт – $ 15-20 тыс., имеет высоту 25,4 см и выполнен из дерева. Лицо выполнено очень хорошо. Косметические линии глаз, брови и полосы простого трёхчастного парика подведены чёрной краской. Ушебти происходит из частной швейцарской коллекции и неоднократно участвовала в выставках, посвящённых древнеегипетскому погребальному ритуалу в крупнейших музеях Европы.


Статуэтка Хорпахереду.
XXVI династия.

Из японской частной коллекции происходит лучший из бронзовых памятников, представленных на торгах, – статуэтка Хорапахереду.
Памятник выполнен при XXVI династии, его высота – 13,7 см, эстимейт – $ 7-10 тыс. Бог изображён сидящим на трапециевидной подставе и касается губ пальцами правой руки в знак своего символического младенчества. На его голове – урей и массивный “локон юности”, инкрустированный золотом. Лицо божества, очень хорошо проработанное, частично покрыто электрумом, глаза инкрустированы медью.


Фрагмент статуи Серджхути.
XXX династия.

Скульптура последних веков существования древнеегипетской цивилизации приставлена на торгах «Сотби» тремя великолепными памятниками. Первый – верхняя часть диоритовой статуи мужчины высотой 31,1 см (эстимейт – $ 200-300 тыс.) – была выполнена при царях XXX династии. На голове мужчины – массивный и изысканный парик, который был популярен у египтян ещё со времени царствования XVIII династии. Лицо в достаточной степени условно, хотя и выполнено с большим мастерством; в районе глаз имеются некоторые повреждения. В руках мужчина когда-то держал некое божественное изображение; по сторонам от уничтоженной фигуры сохранилось по три столбца надписи. Ещё две строки надписи, содержащей обращение к богине Мут, имеются на опорном столбе статуи. Увы, имя изображённого не сохранилось. Судя по тому, что надписи на статуе идеально совпадают с текстами на фрагменте систра, найденном в храме богини Мут в Карнаке и хранящемся в Египетском музее в Каире (CG 1009), можно реконструировать облик изображённого как коленопреклоненного систрофора. Надпись на фрагменте систра упоминает и имя изображённого, Серджхути, который был “божественным отцом” и жрецом “хепет уджат” в храме Мут.


Статуя царицы.
Греко-римское время.

Второй памятник – базальтовый бюст царицы высотой 34, 3 см происходит из европейского частного собрания, некогда был куплен у антиквара в Бейруте и оценен по эстимейту в $ 40-60 тыс. Царица показана в тонком плиссированном одеянии, которое, по греко-римской моде оставляет обнажённым её правое плечо. Длинный трёхчастный парик, декорированный полукруглыми удлинёнными локонами очень изящен и декоративен. На лбу царицы некогда был урей, ныне почти уничтоженный. На макушке статуи имеется отверстие, которое служило для крепежа короны, судя по всему, выполненной из другого материала. Улыбающееся, очень молодое и сильно идеализированное лицо царицы напоминает лучшие портреты Арсинои II, в частности, – превосходную статую, хранящуюся в собрании музея Михо в Японии.


Фрагмент скульптурного портрета Тахарки.
XXV династия.

Наконец, третий памятник, на самом деле – самый древний из этого ряда, – это фрагмент скульптурного портрета кушитского царя Тахарки, выполненный из тёмно-зелёной граувакки в VIII-VII вв. до н.э. Памятник высотой 10,8 см предварительно оценен в $ 7-10 тыс. На царе – “хеджет” – корона Верхнего Египта, на которой сохранилась часть урея. Лицо портретно, с характерными для изображений Тахарки "кушитскими скулами", тщательно проработанными ноздрями и линиями век. Скорее всего, статуя была узурпирована кем-то из царей XXVI династии, вероятно, Псамметихом I, – на лбу сохранились фрагменты уничтоженного второго урея, который был характерной чертой головных уборов царей-кушитов. Памятник происходит из американского собрания Эрнста Эриксона и уже продавался на «Сотби» в 1989 году.


«Скульптурная модель».
Греко-римское время.

«Скульптурная модель» – бюст царя, скорее всего, Птолемея II, оценена устроителями аукциона в $ 5-8 тыс. Памятник, один из лучших в своём роде, выполнен из гипса; его высота – 10,2 см. Полное, идеализированное лицо царя обрамлено царским платком немес и, несомненно, портретно, так как почти идентично другому скульптурному изображению Птолемея II из собрания Британского музея (ЕА 21916).
Памятник был приобретён в 1950-х гг у одного из крупнейших антикваров Каира г-жой Пилар Муньез де Камахорт, супругой посла Испании при дворе короля Фарука, а позже – при Гамале Абделе Насере.


Вотивная ткань Хатхор.
XVIII династия.

Завершает эту выборку лучших египетских лотов грядущих торгов «Сотби» в Нью-Йорке очень редкий предмет. Речь идёт о вотивной ткани эпохи XVIII династии (эстимейт – $ 5-7 тыс). Размеры льняной ткани – 33 х 40,6 см. В левой части полотнища изображена Хатхор Мехетурет, «великая пловчиха», которая в облике коровы вознесла солнце между своих рогов из тьмы предвечного пространства. Священная корова в массивной короне стоит на постаменте; к ней подходят три жреца и пять женщин, которые изображены в двух регистрах правой части полотнища. В руках почитателей богини – стебли папируса, символизирующие вечную молодость богини. Ткань происходит из храма царя XI династии Ментухотепа Небхепетра в Дейр эль-Бахри, который был раскопан в 1894-1911 гг Эдуардом Навиллем. Именно здесь подобные полотнища посвящали Хатхор – владычице материнства и заступнице те женщины, которые хотели разрешить какую-то житейскую проблему или же обрести долгожданного сына. Ткань, приобретённая на европейском антикварном рынке в 1960-х гг. ранее хранилась в коллекции Мэрилин Кэйтор в Нью-Йорке, была неоднократно опубликована.


© Sothebys.com
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013