«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта





Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?


Луксор: город или туристская резервация?


Египтологи и встревоженные жители Луксора считают непоправимой потерей намеренное уничтожение зданий XIX века и других сооружений, расположенных на городской набережной, однако некоторые из них уже были уничтожены для того, чтобы дорога для туристических автобусов, курсирующих между двумя главными храмами города, была расширена.

Проект расширения набережной, который связан со сносом целого культурного пласта истории Луксора вызвал крайне негативную реакцию в СМИ и Интернете, переполненном негодующими письмами тех, кто помнит и знает Луксор, его непередаваемую атмосферу.
«Я думаю, что туризм должен быть выведен за пределы центра Луксора, для того чтобы лучше сохранить памятники Фив. И вот стало известно, что целый район между Карнаком на севере и эль-Тодом на юге, станет частью туристской зоны. Что происходит?», – спрашивает один из участников дискуссии. «Туристы посещают Луксор не только из-за великих памятников, но и для того, чтобы пообщаться с людьми, – пишет другой. – Если они будут следовать указаниям экскурсовода есть только в оговорённых ресторанах в очерченной туристской зоне и приобретать сувениры только в оговорённых магазинах, они так и не ощутят совершенно особенную атмосферу Луксора, его людей, которых нам удалось узнать и полюбить». «Такое ощущение, что египетские власти хотят, чтобы Луксор выглядел наподобие диснейлендовского египетского городка», – добавляет третий.
Причиной для появления проекта "развития" Луксора стал туризм. То, что имеет историческую значимость, к сожалению, слишком мало стóит в политическом и экономическом пространствах современного Египта, где туризм является одной из трёх наиболее значимых областей, приносящих стране валюту, и слишком много значит по сравнению с сохранением археологических зон. В любом случае очень сложно провести грань между тем, что можно назвать неоправданно амбициозным археологическим вмешательством и тем, какую часть оно занимает в итоговом плане по развитию города Луксор.

Я имею ввиду решение открыть и отреставрировать аллею сфинксов, соединяющую Луксорский и Карнакский храмы с целью «улучшить туристическое впечатление, увеличить жизнеспособность центра города и создать центральную ось для Музея на открытом воздухе». Тогда, в 1997 году никто не понимал, что это станет частью сознательного плана, который потребует уничтожения частных домов, коммерческих, правительственных и религиозных зданий, сооружённых поверх аллеи сфинксов; не было ясно и то, насколько серьёзно это затронет семьи многих луксорцев, которые будут силой переселены. Никто не подумал и о том, что эти работы прервут движение на многих улицах и что набережная ила потребует расширения для того, чтобы выдержать поток автобусов, ежедневно перевозящих десятки тысяч туристов в Карнак.
Сегодня, десять лет спустя, итоговый план известен, а полный размах того, что многие называют "катастрофой", понятен. По мере того, как будут раскапываться очередные пары из приблизительно 1200 сфинксов, будет продолжаться уничтожение домов местных жителей, а самих их вынужденно переселят. Проект включает в себя изменение ландшафта и "модификацию" внешнего облика улиц, предназначенного изменить впечатление туристов о городе. Так чему же мы удивляемся?
Проект развития Карнака, стоимостью 85 миллионов египетских фунтов, был одобрен Министерством культуры и реализуется в сотрудничестве с мэрией Луксора (Luxor City Council) и Высшим Советом по древностям (Supreme Council of Antiquities), несмотря на конфликт с Франко-Египетским центром по изучению храмов Карнака из-за снесённых зданий, имеющих ценность для истории французской археологии в Египте, несмотря на жёсткую оппозицию со стороны иностранных граждан разных специальностей, встревоженных уничтожением исторических рынков, переселением жителей из окружающих Луксор деревень, всем тем, что не принесёт пользы и не имеет под собой достойной причины. Пространство перед Карнакским храмом уже превращено в площадь, уложенную гранитной плиткой, предназначенную для парковки туристских автобусов и новой коммерческой зоны. Пространство к востоку от Луксорского храма, прежде занятое ресторанами «Амун» и «Хуссейн», а также магазинами – пустует, используется для парковки машин, туристских автобусов и конных экипажей.

Складывающаяся ситуация возмущает даже представителей того самого туристского рынка в Египте. «Я очень расстроен, видя, как происходит "очистка" таких городов как Луксор и Асуан под нужды туристского рынка, – говорит Питер Оллингэм, менеджер известной компании “Туры Древнего мира”. – Наши клиенты действительно любили те старые переулки и базары, которые теперь додумались уничтожить и заменили ничем иным как дешёвыми молами, выглядящими как и все другие открытые молы по всему миру. Для меня это нечто из разряда культурного и социального вандализма, и я глубоко сожалею, что такое возможно».

Странна сама мысль по превращению Луксора в музей, в город без населения, – она идёт в разрез в пониманием того, как строилось древнее общество Фив, где храмы были окружены жилыми постройками, мастерскими, садами и стойлами для животных. Луксорский и Карнакский храмы были живыми сообществами; уничтожение в наши дни тех, кто живёт поблизости от древностей – явление, не имеющее под собой никакого правдивого основания. План превращения Луксора в огромный туристический загон ужасает. Неужели уже поздно что-то предпринимать?
За последние пару месяцев набережная Нила уже была расширена за счёт многих зданий и садов на юг вплоть до эль-Тода, где идёт сооружение огромной заводи, которая сможет вместить в себя до 250 туристических круизных лайнеров. Скорость, с которой реализуется проект уничтожения города впечатляет и говорит о том, что "дата открытия" проекта уже назначена на самом высоком уровне.


© Джил Камил
© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин
© Фото: princeton.edu


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013