«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта





Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?


«Лестницы в небо», или египетский примитивизм от «Discovery».


Почему-то в последние годы многие глянцевые журналы понимают научно-популярный жанр не как новое и научно-значимое, рассказанное увлекательно и доступным языком, а как нечто крайне примитивное, напичканное фактическими ошибками. Увы, египетский материал Евгении Сергиенко, посвящённый пирамидам и опубликованный в февральском номере русской версии журнала «Discovery», не стал исключением из этой печальной традиции. «Лестницы в небо», увы, оказались дорогой в никуда.

Феерия агрессивной безграмотности начинается уже с анонса статьи на третьей странице журнала: пирамида Нечерихета Джосера, которую, кажется, уже просто невозможно не узнать, изображена здесь зеркально. Причём на с. 78 этот же кадр, только несколько крупнее, помещён верно. Читатель, видимо, предлагается эдакий новый квест от «Дискавери» по-русски: догадайся, где и что изображено верно. Тут же, на этом самом развороте, на с. 79, на пирамиды, самая последняя из которых была построена более чем за три века до его воцарения, смотрит Рамсес II. Вернее, голова его колосса перед пилоном Луксорского храма. Подпись под иллюстрацией – это бесспорный шедевр: «В Долине Царей в Луксоре на стенах зашифрована история Древнего царства». Отменная визитка для материала: автор не знает ни истории Древнего Египта – потому что перепутать Древнее и Новое царство и приписать Рамсесеа II к эпохе пирамид может только тот, кто никогда и ничего по египтологии не читал; кроме того, автор просто не представляет себе египетскую географию и археологию, не понимает, что в Долине царей нет храмов, а от Луксора до неё, после нильской переправы, надо весьма серьёзное расстояние ехать на машине. Это разные, совершенно разные точки фиванского региона, только вот «Дискавери» не в курсе. Картинка яркая? Вот и будьте довольны, дорогие читатели!

Далее идёт по нарастанию. Оказывается, пирамида Хуфу построена совершенно поразительно: «в основании усыпальницы находится огромный валун естественного происхождения» (с. 79), а более ранние пирамиды строились в некрополе “Сакара” (с. 79). Разве Вы не знали, что «к времени правления XI династии Среднего царства идея пирамид как гробниц изжила себя» (с.79)? Правда чуть дальше, на с. 80 автор бодро рассуждает об особенностях структуры пирамиды Аменемхета III в Хаваре, т.е. о памятнике XII династии. Видимо, обложившись профессиональной литературой и имея значительный археологический опыт, так и не решили Евгения Сергиенко и её непосредственное начальство, что огромный комплекс Аменемхета III – это пирамида. Исчерпала себя идея и всё тут. История становится почти детективной, когда автор пишет о том, что «фараон (т.е. Сехемхет, сын Джосера – В.С.) умер насильственной смертью» (с. 79). И то, что от его царствования осталась недостроенная пирамида и пара рельефов на Синае автора не смущает. Рано умер? Значит, смерть была насильственной. Спасибо не написали, что это точно известно и что автору это рассказали очевидцы события за кружкой доброго древнеегипетского пива. Не многовато ли фактических ошибок и абсолютно недостоверной информации для одной страницы?

«Если названия двух больших пирамид (Гизы – В.С.) большинство людей назовёт не задумавшись, – мудро рассуждает журнал, – то имя фараона, для которого была воздвигнута третья, самая “младшая” пирамида, вспомнят далеко не все» (с. 80). Совершенно невдомёк г-же Сергиенко и редакторам, что имя царя, построившего пирамиду и имя самой пирамиды – это совершенно разные вещи. Да и само определение ‘фараон’ для IV династии – это непозволительный анахронизм. Горе мамлюкам, которые в 16 веке «сняли облицовку и уничтожили гранитные статуи» (с. 80), ведь они нашли эти гранитные статуи неизвестно где и совершенно не тронули роскошные статуи из граувакки, алебастра и известняка, которыми славен припирамидный комплекс Менкаура. Ну не любили мамлюки гранитные статуи, ну что поделаешь? Куда обиднее, согласитесь, царю Немтиемсафу I Меренра, чья мумия, найденная в погребальной камере его пирамиды, почти полностью сохранилась: автору, храбро преодолевающему трудности в дебрях древнеегипетской истории невдомёк, что Немтиемсафов было два, а потому царствовал первый из них, о чьей мумии идёт речь, семь лет, а не «всего год» (с.80).

Перед погребением, оказывается, «в пирамиде (с. 81) проводили ритуал, в процессе которого ей давали имя». Хорошо известно, что ритуал проводился в верхнем заупокойном храме, а отнюдь не в пирамиде; это, однако мелочи, и такими мелочами автор не занимается. Недосуг. Видимо из-за незнания структуры и логики этого самого храма автор считает, что в нём находились «статуи, изображающие царя в образе различных мифологических существ» (с. 81) и продолжает писать для научно-популярного жанра бред, основанный на безграмотности, вымысле и, видимо, уникальном историческом источнике под названием “всемирная сеть” и тратит время. Своё и читателей. Вместо того, чтобы с огромным успехом писать сценарии для фильмов «Мумия-V» и тому подобных блокбастеров. Чего только стоит фраза о том, что некие “учёные”, видимо, близкие друзья редакции журнала, считают, то сфинкс «преподнесёт нам ещё не один сюрприз… по некоторым данным, гигантская статуя старше пирамид на несколько тысяч лет» (с. 81).

Всё это мелочи. В конце-концов, на последней, четвёртой странице этой гениальной статьи “Сакара” всё-таки стала Саккарой. И в ней, с претензией на новизну, даже обнаружили пирамиду матери Тети, царицы Сешешет. Однако вот незадача: выясняется, что «учёные надеялись, что тело Сешешет сохранилось в пирамиде, однако мумии царицы обнаружено не было» (с. 81). Её «вероятно» уничтожили «во времена правления мамлюков». Видимо тех самых, которые громили несуществующие гранитные статуи Менкаура страницу тому назад. Вот удивился бы д-р Захи Хавасс, нашедший останки матери царя и даже её роскошные золотые напальчники, узнав, что всего этого не было, что это был просто сон. А ведь об уникальной находке сообщили все ведущие мировые информационные агентства, и фотографии царских костей облетели Интернет. Да-да, даже Интернет и для того, чтобы знать об этом, не нужно читать умных книг или хоть немного разбираться в теме. Надо просто уметь работать. Тогда «лестницы в небо» не станут тем образцом примитивизма и безграмотности, которым в итоге стал первый египетский материал русской версии «Дискавери». Печально, господа.


© Виктор Солкин


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013