«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта





Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?


Как украли Нефертити, или история одного письма.


Неизвестный ранее документ, по мнению «Шпигель», проливает свет на историю о том, как знаменитый бюст царицы Нефертити покинул Египет.

В редакцию известного германского еженедельника попало письмо, которое может полностью перевернуть вопрос о правах Египта на портрет царицы. Речь идёт об отчёте секретаря Германского Восточного Общества, датированном 1924 годом, в котором он описывает обстоятельства встречи Людвига Борхардта, археолога, нашедшего бесценный портрет, с Густавом Лефебром – главой Службы древностей Египта.

Встреча произошла в Каире 20 января 1913 года; обсуждался раздел памятников, найденных в 1912 году в развалинах мастерской выдающегося скульптора Тутмоса в Ахетатоне, между Египетским музеем в Каире и археологами. Секретарь присутствовал на встрече. Борхардт, пишет очевидец «попытался спасти для нас этот бюст», для чего показал Лефебру плохой снимок портрета, который к тому времени уже был упакован в ящик.

Встреча происходила в зале музея, при плохом освещении. Не понятно, почему Лефебр не вытащил бюст из ящика. Чтобы инспектор окончательно потерял интерес к памятнику, Борхардт уверил его, что упакованный бюст не что иное, как неудачная гипсовая отливка, изображающая царицу, а отнюдь не превосходный портрет, выполненный из известняка.

Очевидец, таким образом, подтверждает, что во время раздела находок немцы намеренно ввели в заблуждение египетские власти. Германское Восточное Общество подтвердило факт существования письма, упомянутого в «Шпигель», однако настаивает на том, что раздел находок произошёл "честно": «Нефертити была упомянута в самом начале перечня находок. Ничто не мешало инспектору всё внимательно и вовремя изучить, – говорит пресс-секретарь Общества. – Рассуждать сейчас о сделке, совершённой тогда, неприемлемо».


© spiegel.de
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин
© Фото: Hans Ollermann


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013