«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта





Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?


Шесть лотов дома «Сотби».


Новые торги, посвящённые искусству древних цивилизаций, аукционный дом «Сотби» проведёт в Нью-Йорке в начале декабря. Египетская секция торгов, весьма скромная, заметно отличается от той нарочитой роскоши, которую аукционный дом представлял ещё всего два-три года тому назад. Однако несколько произведений заслуживают пристального внимания и, безусловно, составят честь лучшим музейным коллекциям египетских древностей. Главная неожиданность предстоящих торгов – порой весьма смелые, а иногда даже и не особенно адекватные эстимейты на фоне нескольких откровенно недооцененных произведений искусства.


Лучший памятник скульптуры в представленной коллекции – царский гранитный портрет эпохи Тутмосидов, происходящий из австрийского собрания Николаса фон Арко, основное ядро которого было собрано в 1900-1920 гг. Высота памятника, выполненного из гранита, – 18,7 см, эстимейт «Сотби» – $40-60 тыс. Лицо восходит к лущим ранним портретам Тутмоса III или же к весьма схожим с ними портретам Хатшепсут. Судя по фрагментам трёхчастного парика, не исключено, что статуя может изображать божество, наделённое портретным сходством с царём.


Скульптура Позднего времени представлена в коллекции превосходной головой статуи бога Осириса, датированной правлением Псамметиха I (XXVI дин.). Голова, высотой 12.1 см., некогда была частью впечатляющей статуи бога, сделанной из граувакки (на сайте аукционного дома неверно указан базальт); перья короны ‘атеф’ на голове Осириса и его бородка несут на себе следы позолоты. Видимо, статуя была близка к лучшим изображением Осириса эпохи т.н. «Саисского ренессанса», например, к известной статуе бога из ГМИИ в Москве. Памятник был опубликован в 1960 году выдающимся специалистом по древнеегипетской скульптуре Бернардом Ботмером и происходит из бельгийского собрания. Эстимейт удивительно низок – $15-25 тыс.


Произведение искусства очень высокого уровня – инкрустация из редкой и очень чтимой в Египте красной яшмы, высотой всего 3,9 см, в виде человеческого, скорее всего, – царского лица. Уровень исполнения и редкость материала обусловили эстимейт дома «Сотби», который, несмотря на все доводы, кажется неестественно высоким – $80-120 тыс. Памятник, датированный временем XIX либо XXII династии имеет много аналогов, чаще всего – из стекла и уже дважды проходил через руки экспертов «Сотби» в 1981 и 1989 гг. О происхождении памятника «Сотби» немногословно пишет: «европейское частное собрание».


Точно такой же совершенно недекватный эстимейт указан и в случае со статуей коленопреклоненного жреца, выполненной из медного сплава мастерами-современниками XXVI династии. Высота статуэтки – всего 14 см, она не отличается ни редкостью, ни каким-то отличительным уровнем художественного исполнения. Единственный интересный аспект памятника – руки жреца, которые, в отличие от обычной для египтян позы адорации, повёрнуты пальцами к лицу. Ханс Вольфганг Мюллер, изучавший памятник, предположил, что статуя, бывшая изначально частью большой скульптурной группы, где жрец стоял на коленях перед ибисом бога Тота, изображает ослепшего жреца, молящего Тота об исцелении с помощью древнего, известного ещё со времени пирамид заклинания, состоящего из десяти изречений, которые он отсчитывает по пальцам (Hans-Wolfgang Müller, Eine ungewöhnliche Metallfigur eines blinden ägyptischen Priesters // Sitzungsberichte. Bayerische Akademie der Wissenschaften, Philo.-hist. Klasse., 1989, Heft 5, pp. 5-33, figs. 1, 2, 4-11).


Нижняя часть статуи женщины из известняка (выс. 42 см.) очень хороша, несмотря на утрату верхней половины памятника. Надпись, прекрасно сохранившаяся на опорном столбе, свидетельствует, что это изображение жрицы Тагерем из храма в древнем городе Сахебу (совр. Зат эль-Ком), расположенном на юго-западе Дельты. Статуя, изображающая современницу первых Птолемеев, неоднократно опубликована; эстимейт – $25-35 тыс.


Судя по сохранившимся данным с острова Элефантина происходит последний представляющий интерес памятник на этих торгах – рельеф, изображающий обожествлённую царицу Арсиною II из династии Потлемеев. Памятник сравнительно невелик (32 х 32 см ), однако весьма хорош и, увы, является ярким примером того, когда ради портрета царицы была изуродована храмовая стена. Происхождение рельефа – коллекция Оскара Карбона из неожиданного для древнеегипетского памятника Буэнос Айреса. Эстимейт «Сотби» не особенно велик – $20-30 тыс.


© Виктор Солкин
© sothebys.com


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013