«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Сахура – жизнь и смерть великого фараона.


С 24 июня по 28 ноября 2010 Скульптурный музей Либигхаус во Франкфурте представляет выставку «Сахура – жизнь и смерть великого фараона».



Абусир. Припирамидный комплекс Сахура.

Сахура, правивший с 2428 по 2416 г. до н.э., был в политическом и культурном отношении выдающимся царём не только V династии, но и всего Древнего царства – «эпохи пирамид». Среди всех известных пирамидных комплексов комплекс Сахура в Абусире занимает особое место – это яркий пример высоких достижений в области строительства. Сложная архитектура отмечена чистыми, классическими формами, для которых характерна строгая симметрия и завершённость. Общая длина построек составляет немногим менее 500 м. Стены покрыты тончайшими рельефами общей площадью 10 000 м2. Сделанные до настоящего времени находки вместе составляют самую полную и красивую картину Древнего царства. Подлинные предметы большого размера – рельефы, элементы архитектуры, скульптура, вазы и бесценные папирусы, предоставленные для выставки музеями первой величины – Лувром, Египетским музеем и Собранием папирусов Государственных музеев Берлина, музеем Метрополитен в Нью-Йорке – наглядное свидетельство того, как поклонялись этому великому фараону.

Особый раздел выставки посвящён учёному и исследователю Людвигу Борхардту, открывшему пирамидный комплекс Сахура в начале ХХ века. Из раскопок Борхардта происходят рельефы из храмового комплекса Сахура, отошедшие к скульптурному собранию Либигхаус в ходе распределения находок. Исторические документы, дневники, зарисовки в деталях воспроизводят захватывающую историю раскопок припирамидного храма Сахура, начавшейся более ста лет назад и всё ещё далёкой от завершения.

Египетская коллекция Скульптурного музея Либигхаус невелика, но очень важна. Особого внимания заслуживают предметы, относящиеся к эпохе Древнего царства, охватывающей период с III по VI династию (ок. 2543 – 2120 гг до н.э.). Древнее царство – это не только эпоха строителей пирамид, но также период, когда активно развивались и принимали законченную форму религия и представления о загробном мире. В это же время сложился и соответствующий изобразительный канон. Памятники, созданные в период правления Сахура можно считать кульминацией этой важнейшей фазы истории Древнего Египта. Сочетая в себе множество не имеющих аналогов конструктивных особенностей, пирамидный комплекс Сахура, расположенный в 9 км от пирамиды Хуфу, стал образцом для последующих пирамид.


Модель-реконструкция припирамидного комплекса Сахура.
Музей Метрополитен.

Комплекс длиной около полукилометра состоит из нижнего запупокойного храма, мощеной дороги, верхнего припирамидного храма и внутреннего святилища (комнаты приношений), примыкающего к пирамиде, в которой была сокрыта погребальная камера фараона.

Похоронная процессия достигала храма долины, подплывая на ритуальных ладьях по каналам, соединённым с Нилом. Участники шествия шли по мощеной дороге, представлявшей собой великолепный крытый коридор, который вместе с примыкающими постройками был покрыт 10 000 м2 цветных рельефов. Коридор оканчивался длинным аванзалом. По мнению Людвига Борхардта, этот зал служил местом последней остановки перед похоронами. Здесь же располагался вход в припирамидный храм. Через гранитный проход торжественная процессия ступала в центральный открытый двор с шестнадцатью колоннами, поддерживающими гранитный архитрав. Двора был обрамлён крытым коридором, упиравшимся в западной части двора в поперечную галерею, которая отделяла "общественную" часть храма от "сокровенной", доступной только жрецам. Святилище располагалось за залом с пятью статуями в нишах и ещё двумя вспомогательными помещениями. Комната приношений непосредственно примыкала к пирамиде и располагалась чётко на центральной оси комплекса. Согласно религиозным представлениям древних египтян, дух Сахура мог входить в пирамиду через находящуюся в этой комнате ложную дверь и принимать жертвенные дары.

Как и другие сооружения погребального комплекса припирамидный храм строго симметричен, а в отделке помещений широко используется символика цвета. Считается, что рельефы погребального комплекса Сахура образуют самую масштабную и яркую картину Египта, созданную руками самых талантливых скульпторов своего времени. Обладая удивительной художественной силой, эти рельефы внесли свой весомый вклад в формирование изобразительного канона, служившего визитной карточкой Древнего Египта на протяжении многих веков. Рельефы комплекса Сахура иллюстрируют процесс строительства погребального комплекса, называвшегося “Сияет Ба Сахура”, повествуют о славных деяниях фараона, о том, как благосклонны были к нему боги, о невероятно пышном заупокойном культе царя. Многочисленные образцы, представленные на выставке, производят исключительно сильное впечатление.


Скульптурная группа Сахура и божества нома.
Гнейс. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Единственная известная статуя Сахура, хранящаяся в музее Метрополитен, Нью-Йорк, и имеющая к тому же хорошую сохранность, является ещё одним центральным экспонатом выставки. Сахура изображён рядом с богом нома, сидящим на престоле. При создании статуи ей явно постарались придать портретное сходство с царём, подчёркивая характерные черты лица. Этим памятник отличается от манеры величественных и элегантных изображений царей IV династии и знаменует собой начало новой эпохи в искусстве царского скульптурного портрета.

Кроме рельефов и скульптуры на выставке также представлены папирусы, происходящие из района пирамидного комплекса в Абусире и являющиеся ценнейшим источником исторической информации.

Эти литературные сокровища Древнего Египта представляют собой важнейшие официальные тексты Древнего царства и позволяют совершить первое знакомство с материалами и инструментами, которые использовались в ходе церемоний и ритуалов, проводившихся в пирамидном комплексе. Тексты, запечатленные на папирусах, служат своего рода субтитрами к многочисленным рельефным изображениям. При V и VI династиях количество рельефных изображений в погребальных комплексах резко возрастает по сравнению с большими пирамидами IV династии, вместе с тем размер пирамид уменьшается. Так, пирамида Сахура имела в длину 78,8 м при первоначальной высоте 47,3 м. Уменьшение размеров пирамид, возможно, связано с недостаточными запасами строительного камня.

Историческая модель, основанная на планах Людвига Борхардта 1910 года и экспонатах выставки, позволяет понять структуру пирамидного комплекса. Оригинальные ключевые конструктивные элементы, такие как грандиозная капитель из центрального двора, искусно вырезанная из красного гранита, архитравы, статуи, ложная дверь, тончайшие рельефы производят впечатление целостности ансамбля и очаровывают зрителя. Выставка ярко демонстрирует, что некрополи Древнего царства интересны не только размерами пирамид и что празднества и жертвоприношения проходили в больших погребальных комплексах, соединяющих плодородную нильскую долину с некрополями на пустынном плато.

Цари V династии декларировали своё происхождение от Ра, бога солнца, самого могущественного божества. Новая концепция стала результатом изменений, начало которым было положено ещё при IV династии. Папирус Весткар, один из знаковых документов египетской культуры, утверждает, что Сахура был сыном Ра от смертной женщины. Учитывая этот факт, можно не удивляться, что Хор Иримаат (Усеркаф), предшественник Сахура, сам Сахура и его наследники Нефериркара Какаи, Неферефра, Ниусерра Ини, Менкаухор Икаухор не только построили свои заупокойные храмы на краю пустыни, но и возвели колоссальные постройки во славу солнечного бога. Одного культового центра было недостаточно, каждый достойный сын считал своим долгом возвести собственное место поклонения для своего божественного отца и таким образом установить непосредственные отношения с богом. Это доказывает, что пирамиды и солнечные храмы в идеологическом и конструктивном отношении были элементами единой системы. Солнечный храм Сахура, упомянутый в текстах, до сих пор не найден. Особый раздел выставки во Франкфурте посвящён солнечному храму царя Ниусерра Ини – единственному исследованному и хорошо сохранившемуся.


Людвиг Борхардт.

Другая секция выставки посвящена Людвигу Борхардту (1863, Берлин – 1938, Париж) – археологу, нашедшему знаменитый бюст Нефертити и признанному самым успешным и плодотворным учёным в немецкой египтологии. Борхардт раскапывал и исследовал пирамидный комплекс царя Сахура в 1907, более 100 лет назад. Он и его жена прожили в Каире более 40 лет. В 1907 году он основал немецкий Археологический Институт в Египте, директором которого являлся до 1929 г. В 1931 г. он учредил институт Людвига Борхардта, из которого позднее вырос Швейцарский Институт Археологии, который до сих пор финансируется фондом, созданным Борхардтом в Швейцарии. Мими Борхардт, уроженка Франкфурта, активно участвовала в деятельности мужа и спонсировала её из средств своей семьи. Мать Мими происходила из зажиточной немецко-американской семьи банкиров по фамилии Кун. Её отец, Эдвард Кохен, был влиятельным членом Франкфуртского общества, известным художником. Согласно действовавшим в начале 20го века правилам Египетской службы древностей, половина находок Борхардта в царском некрополе в Абусире отходила Германии. Немецкое Восточное Общество, которое финансировало раскопки Борхардта, распределила большую часть находок между коллекциями различных немецких музеев и университетов. После Берлина, Франкфурт получил наибольшее количество памятников первой величины, в том числе знаменитую статую Усеркафа и особенно красивые рельефы из погребального храма.

В суматохе Первой Мировой войны немецкие египтологи лишились разрешения на раскопки в Абусире. Только по окончании войны раскопки царских погребений и гробниц частных лиц были возобновлены – на этот раз специалистами из Карлова университета в Праге. На протяжении нескольких десятилетий проектом успешно руководил Мирослав Вернер. В 1994 г при работах на руинах пирамидного комплекса Сахура Захи Хавасс, глава Верховного совета по древностям, и его ассистент Тарек эль-Авади обнаружили слева и справа от бывшей процессионной дороги множество известняковых блоков, на внутренней стороне которых сохранились прекрасные рельефы. Блоки и сейчас находятся там же, где были найдены, в целях сохранности скрытые за кирпичными стенами. В скором времени их планируется переместить в музей Гизы. Из земли частично выступают ещё нераскопанные блоки, также покрытые рельефами. Как только недавние находки будут увезены, захватывающая история погребального комплекса Сахура непременно будет продолжена.


© artdaily.com
© Авторизованный перевод: Анастасия Репина
© Фото: Павел Габер, ММА, Cornell University Library


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013