«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Загадки сфинкса Гизы.



Сфинкс Гизы. Общий вид. © SCA.

Ни одно из творений человека не вызывало таких споров, как 4500-летняя статуя, расположенная вблизи великих пирамид Гизы в Египте. Огромное древнее изображение льва с человеческой головой как будто охраняет что-то на пустынном гористом плато – но что именно, никому не известно.

Тысячи лет Сфинкс дразнил посетителей тайнами – своим именем, историей, предназначением. Эта непрямая дорожка и привела американского археолога Марка Линера (Mark Lehner) к решению загадок Сфинкса и к получению известности как одного из главных египтологов мира. В 1971 году Линер был обычным скучным студентом университета Северной Дакоты, который «искал вовлечённости во что-то действительно значимое».
Он стал последователем покойного ясновидящего Эдгара Кейси, который в трансе увидел, как жители одного из погибших городов Атлантиды спрятали свои тайны в библиотеке под Сфинксом. В запале юности Линер бросил школу и отправился на поиски сына Кейси, Хью Линна, главы фонда целительства и паранормальных исследований, основанного его отцом в Вирджинии.

Линер принял участие в групповой поездке на плато Гиза на западной окраине Каира, которую спонсировал фонд. «Было жарко, пыльно и не очень величественно» – вспоминает он. Никаких доказательств существования легендарной библиотеки Атлантиды Линер не нашёл.
Однако, в Египет он вернулся, заканчивая высшее образование в Американском Университете в Каире. Вскоре он уже скептически относился к видениям Кейси, а вот египтологией увлёкся.


Три геологических слоя и дополнительная кладка, формирующие Сфинкса. © archaeology.org.

Он разработал амбициозный план создания полного чертежа Сфинкса, получил деньги на исследования и организовал крошечный кабинет между огромных лап статуи. Пять лет он осматривал Сфинкса, питаясь «Нескафе» и бутербродами с сыром. Он вспоминает, как «облазил Сфинкса, как лилипут Гулливера, и зарисовал каждый камешек».
В результате получилась уникальная подробная карта деформированной поверхности статуи, пережившей по меньшей мере 5 реставраций с 1400 г. до н.э. Проект принёс Линеру докторскую степень в египтологии в Йельском Университете.

В 1977 году он присоединился к Стенфордскому Исследовательскому институту, проводившему работу по исследованию основания Сфинкса с использованием современного дистанционно-зондирующего оборудования. Они обнаружили только ожидаемые трещины и щели. Работая вместе с молодым египетским археологом Захи Хавассом, Линер также изучил и зарисовал проход в задней части Сфинкса, предположив, что грабители, скорее всего, выкопали его, когда статуя была уже готова.

Линер, являющийся сегодня одним из главных знатоков Сфинкса, проводил раскопки в Гизе более 37 лет со времени своего первого визита (его друг и коллега Хавасс ныне является генеральным секретарём Высшего Совета по древностям АРЕ и управляет доступом к Сфинксу, пирамидам и другим объектам, принадлежащим государству).
Он помогал подтвердить предположения, что некоторые части комплекса Гизы, включая Сфинкса, составляют огромную священную систему, созданную для использования солнечной энергии для поддержания земного и небесного порядков. И, в свете его ранних странствий, любопытно, что в конце концов он нашёл Затерянный Город.

Сфинкс не собирался по частям, но был вырезан из цельной массы известняка, открывшейся, когда рабочие вырыли подковообразный карьер на плато Гиза. Эта статуя высотой около 20 и длиной около 75 метров является одним из наиболее древних и больших монолитов мира.


Реконструкция первоначального полихромного облика Сфинкса.
© archaeology.org.

Лицо, хотя и сохранилось лучше, чем другие части статуи, пострадало от времени и вандализма. В 1402 году арабский историк писал, что суфийский фанатик изуродовал Сфинкса «для исправления религиозной ошибки».
Однако, есть ключи к тому, чтобы представить, как выглядело это лицо первоначально. Археологические раскопки начала XIX века обнаружили фрагменты его каменной бороды и королевской кобры с головного убора. На лице Сфинкса были найдены следы красного пигмента, согласно некоторым исследованиям, это означает, что всё лицо Сфинкса было раскрашено красным. Полоски синей и жёлтой краски в других местах, как думает Линер, значат, что Сфинкс был ярко расписан.

Одна из многих загадок Сфинкса – его настоящее имя. «Сфинкс» – название крылатого льва с человеческой головой, но этот термин вошёл в употребление только через 2000 лет после постройки статуи.
В Гизе есть сотни гробниц с иероглифическими надписями, в том числе и 4500-летней давности, но ни в одной не упоминается эта статуя. «Египтяне не записывали историю, – говорит египтолог Джеймс Аллен из Университета Браун, Род-Айленд, – поэтому у нас нет точных доказательств, чем строители считали Сфинкса… Конечно, чем-то культовым, возможно, образом царя, но об этом можно только догадываться».

Кроме того, неясна символика статуи, хотя надписи этой эпохи относятся к Рути – божеству в виде пары львов, сидевшему у входа в подземный мир и охранявшему горизонт, где всходило и вновь садилось солнце. Это соответствует предположению Линера, что Сфинкс был построен, чтобы помочь египтянам использовать энергию солнца.

Вопрос о том, кто построил Сфинкса, давно волнует египтологов и археологов. Линер, Хавасс и другие соглашаются во мнении, что это был фараон Хафра, правивший Египтом во времена Древнего царства, начавшегося около 2600 г. до н.э. и продлившегося около 500 лет, закончившись гражданской войной и голодом.

Из иероглифических текстов известно, что отец Хафра, Хуфу, построил Великую пирамиду высотой 147 метров недалеко от того места, где впоследствии был построен Сфинкс. Некоторые доказательства причастности Хафра к постройке Сфинкса вытекают из исследования Линера, но сама эта идея восходит к 1853 году.

Именно тогда французский археолог Огюст Мариетт обнаружил статую Хафра в натуральную величину, поразительно реалистичную, вырезанную из чёрной вулканической породы, на развалинах того, что позже получит имя Храма Долины Хафра. Более того, Мариетт нашёл останки каменной мостовой, соединяющей Храм Долины с заупокойным храмом около пирамиды Хафра. Тогда, в 1925 году, французский археолог и инженер Эмиль Барэз взял пробу песка прямо около Сфинкса и обнаружил другую постройку Древнего царства – теперь называющуюся Храмом Сфинкса – поразительно похожую в горизонтальной проекции на руины, которые нашёл Мариетт.

Несмотря на эти моменты, связывающие Сфинкса с храмами и пирамидой Хафра, некоторые эксперты продолжают думать, что статую возвёл Хуфу или другие фараоны. Тогда, в 1980 году, Линер нанял молодого геолога, Тома Эйнера, предложившего новое доказательство того, что Сфинкс был частью большого комплекса построек Хафра.
Известняк получается из грязи, кораллов, раковин планктонных существ, сжатых вместе на десятки миллионов лет. Глядя на вещи из Храма Сфинкса и на саму статую Сфинкса, Эйнер и Линер инвентаризировали различные окаменелости, составляющие известняка. Отпечатки пальцев на ископаемых показали, что блоки, использованные для стены храма, брались из рва, окружавшего Сфинкса – а так как статуя была резной, карьерные блоки были вывезены для постройки храма.

Но кто проделал эту огромную работу по созданию статуи? Первый ответ на этот вопрос пришёл в 1990 году, когда американская туристка была сброшена лошадью, наткнувшейся на низкую стену сырцового кирпича на расстоянии около 800 метров к югу от Сфинкса.

Хавасс начал исследования и обнаружил кладбище Древнего царства. Там были похоронены около 600 человек; гробницы надсмотрщиков, опознанных по надписям с их именами и титулами, были окружены более скромными могилами рабочих.
Но об этих рабочих было мало что известно до 1999 года, когда Линер нашёл то, что с самого начала искал в Египте – Затерянный Город. Это было не архивами Атлантиды, в которых он давно разочаровался, а поселением рядом с кладбищем времён царствования Хафра.

Когда Линер и Хавасс раскопали и зарисовали эту область, они нашли четыре группы из восьми длинных бараков сырцового кирпича. Каждый был похож на обычный дом – крыльцо с колоннами, лежанки, кухня – увеличенные, чтобы вместить 50 человек, спящих бок-о-бок. По словам Линера, в бараках могло разместиться от 1600 до 2000 рабочих или больше, если спальни были двухуровневыми.

Пища рабочих указывает на то, что они не были рабами. Команда Линера нашла останки бычков до двух лет – другими словами, отборную говядину. Линер думает, что обычные египтяне могли наниматься в команду рабочих, это представляло собой нечто вроде национальной службы или феодальных обязательств перед своими начальниками.

Сорок пять веков назад рабочим не хватало железных или бронзовых инструментов, они использовали в основном каменные молотки и медные долота для финишной обработки. Рик Браун, преподаватель скульптурного искусства в Массачусетском Университете искусств и дизайна, пытался узнать больше о строении Сфинкса, восстанавливая уменьшенную версию его сколотого носа из известняка, используя реплики древних инструментов, найденных на плато Гиза и изображённых на росписях.

С помощью студентов, изучающих искусства, учёный установил, что медные зубила затуплялись после нескольких ударов, и им требовалась заточка в печи, построенной Брауном. Линер и Браун оценили, что один рабочий может вырезать 30 кубических сантиметров камня в неделю. В таком случае, говорят они, для создания Сфинкса понадобилось бы 100 человек и три года.

Но, похоже, замысел Хафра никогда не был реализован полностью. Заметно, что Сфинкс не был закончен.

В 1978 году в углу статуи Хавасс и Линер нашли три каменных блока, брошенных рабочими, тащившими их на постройку храма Сфинкса. Северный край рва вокруг Сфинкса содержит фрагменты коренных пород, извлеченные только частично. Здесь археологи нашли также останки инструментов и обеда рабочих – кувшин для пива или воды и каменные молотки. Видимо, рабочие оставили их, когда шли с работы.

К тому времени, как Древнее царство около 2130 года, наконец, распалось, пески пустыни начали засыпать Сфинкса. Следующие семь веков колосс был засыпан по плечи, оставляя бестелесную голову торчать на восточной окраине Сахары. Он просидит без внимания ещё 7 веков, пока не явится во сне молодому принцу.


«Стела сна» у подножия Сфинкса. © Kyle E. Portell.

По легенде, выгравированной на плите розового гранита между лап Сфинкса, принц Тутмос отправился на охоту в пустыне, и, устав, прилёг в тени статуи.
Во сне Сфинкс, назвавшийся Хорэмахетом – «Хором Горизонта» (это было самым ранним из египетских названий статуи) обратился к нему. Он пожаловался на то, что тело его разрушено и засыпано песком. В обмен на помощь Хорэмахет предложил Тутмосу трон.
Став фараоном Тутмосом IV, принц способствовал введению культа поклонения Сфинксу в период Нового царства (1550 – 1070 до н.э.). По всему Египту сфинксы появились в скульптуре, рельефах и изображениях, часто символизируя царскую власть и священную энергию Солнца.

На основании анализа многих слоёв каменных плит, помещённых над рушащейся поверхностью Сфинкса, Линер предполагает, что самые ранние попытки восстановить статую могли быть предприняты 3400 лет назад, во времена Тутмоса, в соответствии с легендой о Хорэмахете.

Однако, несмотря на старания Тутмоса и многие последующие попытки, это не удавалось до конца 1930х годов, когда статуя была окончательно освобождена из-под песка египетским археологом Селимом Хассаном. «Таким образом, Сфинкс вышел на свет из тени забвения, казавшейся непроницаемой» – пишет Нью Йорк Таймс.

Песчаные бури и дюны, однажды похоронившие Сфинкса, теперь обычны для Северной Африки, но Сахара не всегда была бесплодной пустыней. Немецкие климатологи Рудольф Купер и Стефан Крёпелин, проанализировав радиоуглеродные данные археологических памятников, в последнее время пришли к выводу, что климат в регионе изменился около 8500 года до н.э., с муссонными дождями, покрывшими тропики в своём перемещении на север.

Пески пустыни стали перемежаться с зелёными долинами, побуждая людей заселять регион в 7000 г. до н.э. Купер и Крёпелин считают, что Сахара зеленела до 3500 – 1500 г. до н.э., когда муссонный пояс вернулся в тропики и пустыня возникла вновь. Этот диапазон дат позже тех, чем предполагали основные теории.
Дальнейшие исследования Крёпелина показали, что возвращение к пустынному климату было постепенным и длилось века. Этот переходный период характеризовался циклами уменьшения дождей и увеличения засух.


Марк Линер на фоне сфинкса Гизы. © cairochronicles.com.

Поддержку этой теории можно найти в последних исследованиях Джудит Банбери, геолога из Университета Кембриджа. После изучения проб донных осадков в долине Нила, она сделала вывод, что изменение климата в регионе Гизы началось в ранние годы Древнего царства, пустынные же пески усилили своё воздействие на территорию в конце этого периода.

Предполагается, что Сфинкс и пирамиды, эпические достижения архитектуры и инженерного дела, были построены в конце эпохи с более предсказуемыми осадками, когда фараоны могли управлять рабочей силой огромных масштабов. Но позже, через века, климат стал суше, а урожаи – более неустойчивыми. Авторитет фараона постепенно ослабевал, позволяя заявить о себе чиновникам из провинций, что в конечном итоге привело к гражданской войне.

Исследование также помогает объяснить некоторые выводы Линера о современном состоянии Сфинкса. Его исследования в Затерянном Городе показали, что место пострадало от впечатляющей эрозии, некоторые постройки почти сровнялись с землёй через три-четыре сотни лет после создания. «Поэтому, я понял, – говорит он, – что этот катаклизм повлиял и на Сфинкса».

Возможно, что модели эрозии Сфинкса связаны с изменением климатических условий, с прерывистыми влажными сезонами, растворяющими в известняке соль, которая потом кристаллизуется на поверхности. Это заставляло мягкие слои камня рушиться, а твёрдые – образовывать "хлопья", которые потом сдувались пустынными ветрами во время засухи.

По словам Линера, Сфинкс подвергался постоянной "чистке" в течение эпохи изменения климата. «Эта теория в разработке – говорит Линер. – Если я прав, этот эпизод может представлять своего рода "переломный момент" между различными климатическими условиями – от влажного климата времён Хуфу и Хафра до более сухого в последние годы Древнего царства».


Обширная трещина на спине Сфинкса. Архив Э. Барэза.

Сейчас Сфинкс по-прежнему разрушается. Три года назад египетские власти узнали, что сточные воды, сбрасываемые в ближайший канал, вызывают поднятие грунтовых вод. Влага проникает в статую Сфинкса, и крупные хлопья известняка отстают от него.

Хавасс организовал работы по просверливанию испытательных отверстий в скале вокруг Сфинкса. Обнаружилось, что уровень грунтовых вод под статуей составлял только пять метров. Для отведения подземных вод рядом установили насос.

Пока всё идёт хорошо, но борьба не закончена. «Никогда не говорите, что мы спасли Сфинкса, – говорит Хавасс. – Сфинкс – древнейший пациент в мире. Все мы должны посвятить свою жизнь уходу за ним».


© Эван Хэдингхем
© cosmosmagazine.com
© Авторизованный перевод: Вера Корниенко


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013