«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Битва за Каинефернефер.


В попытке отстоять своё недавнее приобретение Музей искусств города Сент-Луис (МИСЛ) предпринял очень необычный шаг. 15 февраля 2011 г. с целью предотвратить конфискацию федеральными властями древнеегипетской маски XIX династии, известной как Каинефернефер, в Федеральный районный суд был подан иск о признании спорного права. Юрист Рикардо С. Гилер опубликовал краткий обзор юридических аргументов, приводимых музеем в исковом заявлении, подчеркнув при этом важность информации о собственниках, опущенной в тексте документа. Согласно Гилеру, «музей настаивает на том, что правительство США не вправе изъять маску, поскольку срок исковой давности истёк и нет причин полагать, что маска является собственностью Египта или что она была украдена или незаконно ввезена на территорию Соединённых Штатов». Сайт Looting Matters, посвящённый вопросам этики в сфере археологии и коллекционирования древностей, присоединился к дискуссии по поводу иска и поднял вопрос о том, насколько действия музея согласуются с Этическим кодексом Американской ассоциации директоров музеев, который гласит: «Директор музея не должен сознательно приобретать или позволять рекомендовать к приобретению объект, который был украден, перемещён с нарушением международных соглашений, подписанных США, или нелегально ввезён в на территорию США».

Вот несколько фактов, касающихся предмета спора.
Все стороны признают, что маска была найдена в 1952 году в ходе раскопок в Саккаре, проводимых Мохаммедом Закарией Гонеймом, в то время главным инспектором Департамента древностей.
Все стороны согласны, что маска была приобретена музеем в галерее «Феникс Эншнт Арт» (Phoenix Ancient Art) в Женеве за $499 000.
Галерея Феникс Эншнт Арт и Музей Искусств города Сент-Луис, основываясь на устных свидетельствах, утверждают, что маска была передана египтологу М.З. Гонейму, руководившему раскопками в некрополе Саккара в 1952 году, по соглашению о разделении находок, позволявшему полевым археологам оставлять себе часть памятников. По имеющейся информации, маска появилась в брюссельской галерее в 1952 г. Затем, согласно музейному провенансу, «где-то в начале 60-х» маска стала частью коллекции Калитерна, а после была перепродана в некую швейцарскую «частную коллекцию». Последний пункт в провенансе МИСЛ – это письмо от 2 июля 1997 г., в котором утверждаетcя, что около 1995 г. маска была продана галерее «Феникс Эншнт Арт» г-жой Зузи Желинек в Женеве, Швейцария. (Однако, Малкольм Гей, репортёр сент-луисской газеты «Риверфрант Таймс» не поленился набрать номер, указанный в шапке указанного письма. Ему ответил человек, представившийся Иво Желинеком, сыном Зузи Желинек, который сказал, что его мать никогда не владела маской Каинефернефер. «Это полностью ложная информация…», – заявил телефонный собеседник журналисту.)

Захи Хавасс, министр по делам древностей Египта, опровергает утверждение о том, что маска могла быть отдана Гонейму. По словам Хавасса, такой вариант исключён, поскольку закон о «разделении находок» не распространялся на египтян. Гонейм, как египетский археолог, работавший на правительство страны, не мог никому продать маску. Хавасс также отрицает, что маска могла появиться в брюссельской галерее в 1952 г., поскольку в этом самом году, равно как и в последующие семь лет, она значилась в инвентарных списках инспектората Саккары. Затем в 1959 г. маску забрали на выставку в Каирский музей. На сайте Стэнфордского Центра Археологии (Stanford Archaeology Center) была размещена фотография страницы из реестра поступлений Египетского музея, где видна маска Ка-Нефер-Нефер. По записям Египетского музея, маска туда так и не прибыла. Также неизвестно ни о каком разрешении на вывоз, которое могло бы подтвердить, что маска покинула Египет законным путём в соответствии с египетским законом об охране культурного наследия (закон №215 «О защите древностей»), действовавшим в то время.

Ни музей, ни галерея Феникс Эншнт Арт не смогли предоставить документальных подтверждений того, что маска была передана Гонейму египетским правительством. При этом они проигнорировали записи самого Гонейма, свидетельствующие о том, что он не был владельцем маски. В книге «Потерянная пирамида» (Нью-Йорк, 1956) Гонейм благодарит департамент древностей в Каире за «разрешение воспроизвести» две фотографии маски.

МИСЛ и Феникс Эншнт Арт также обошли молчанием тот факт, что в 1957-58 гг. по возвращении из лекционного тура по США Гонейм был ложно обвинён властями в краже и контрабанде древностей. Будучи подвергнут допросу с пристрастием по обвинению в хищении большого и ценного древнеегипетского сосуда, найденного им двумя годами ранее в Саккаре, Гонейм заявил о своей невиновности. В январе 1959 г. французский египтолог Жан-Филипп Лоэр обнаружил сосуд в дальнем углу огромного хранилища Египетского музея в Каире и поспешил донести эту прекрасную новость до сведения властей. Однако Лоэр опоздал: сломленный Гонейм покончил с собой, бросившись в Нил. Судя по всему, Гонейм – последний человек в мире, кого можно было бы связать с исчезновением маски, как это пытаются сделать (без всяких доказательств) МИСЛ и Феникс Эншнт Арт.

Мы убеждены, что музей не провёл достаточно полную, тщательную и скрупулёзную юридическую экспертизу, чтобы исключить возможность незаконного вывоза маски из хранения Саккары. Кроме того, МИСЛ не смог документально подтвердить своё утверждение о том, что маска действительно покинула Египет в 1950-х.


© savingantiquities.org
© Авторизованный перевод: Анастасия Репина
© Фото: Вернер Форман


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013