«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Катакомбы Анубиса в Саккаре.


Лабиринт подземных коридоров, заполненных забальзамированными телами миллионов собак, обнаружили под песками знаменитого некрополя Саккара в Египте.

Предполагается, что в подземельях находится около 8 миллионов мумий животных, многие из которых были посвящены богам, когда им было всего несколько часов от роду. Другие же почитались как живые ухем – земные "повторения" или воплощения бога Анубиса, изображавшегося с головой собаки или шакала. Они прожили свою жизнь в близлежащем храме прежде чем найти своё последнее пристанище в сети подземных туннелей.

Это открытие было сделано специалистами из Кардиффского Университета, которые вместе с египетскими коллегами впервые изучают эти структуры, созданные более двух тысячелетий тому назад в Саккаре. Катакомбы расположены на глубине от 10 до 12 метров под уровнем земли и состоят из центрального коридора, от которого отходят многочисленные боковые туннели.

Подробный анализ найденных костей животных и их мумий позволил предположить, что здесь было погребено до 8 миллионов собак, а также многочисленные мумии кошек и шакалов. Нужды культа, в рамках которого ежегодно приносилось в жертву несколько тысяч животных, обслуживали специальные фермы на окраине Мемфиса, где выкармливали щенков, уготованных судьбой быть вотивными приношениями своему господину, Анубису. Паломники в храм покупали щенков, оплачивали их бальзамирование, либо приобретали уже их готовые мумии, чтобы совершить приношение божеству и обратиться к нему с молитвой.

Д-р Пол Николсон из Школы Истории, Археологии и Религии Кардиффского университета говорит, что подношение этих мумий было актом благочестия, благодаря которому животное становилось посредником между донатором и богами. Во время раскопок этих катакомб в Саккаре, осуществлённых при помощи средств Национального Географического Общества США, были также найдены индивидуальные погребения некоторых собак, в нишах, расположенных в стенах туннелей. Животные, которым была оказана такая честь, почитались при жизни как живые воплощения части сущности Анубиса.

Команда д-ра Николсона впервые детально обследует катакомбы, однако на самом деле впервые они были обнаружены в начале XX века. В подземелья был прокопан небольшой туннель, через который местные жители добывали мумии, чтобы использовать их в качестве удобрения на полях. С этой же целью мумии покупали и европейцы: в Ливерпуль было отправлено несколько кораблей, трюмы которых были заполнены мумиями священных кошек, которые позже были измельчены на удобрения; такая же судьба ждала и многие мумии собак из Саккары. Помимо катакомб Анубиса здесь также были расположены обширные подземные некрополи, где погребали быков, коров, павианов, ибисов, соколов и кошек. Эта практика процветала в Египте в I тыс. до н.э. и медленно угасла в римское время.


© dailymail.co.uk
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин


Историческая справка.


Огромный перечень животных, считавшихся в Египте священными, был неотъемлемой частью бесконечного обновления всех форм жизни, сотворённой предвечным божеством. Речь шла при этом не только о том или ином виде животного, ассоциировавшегося с каким-либо божеством, но и о животном мире вообще; каждая часть его была в глазах египтян наделена божественным духом. "Степень святости" животного определялась его соответствием определённым видовым и внешним критериям и выделяла его из остального животного мира. В догерметической «Книге Тота» бог мудрости отдельно останавливается на «учении» – особом интеллектуальном знании, которое присуще священным животным, нисходит к ним непосредственно от божества и выделяет их из числа других животных долины Нила; диким животным, несмотря на присутствие в них божественного духа, «учение» недоступно, они подчинены инстинктивному "наставлению".

Истоки культа животных уходят в столь глубокую древность, что далеко не все его аспекты сегодня можно достоверно объяснить. Многочисленные воплощения богов, они в самой главной своей роли были наиболее близкими человеку посредниками между землёй и запредельным иным миром, были ближе к богам, а потому моги передавать людские молитвы. Штандарты с навершиями в виде фигурок тотемных животных издревле использовались как символы определённых районов страны или же групп людей, т.н. «кланов».

Куль священных животных существовал в Египте с додинастического периода, получив особенную популярность в новом царстве и в Позднее время. Культ некоторых животных, например быка Аписа в Мемфисе, зафиксирован со времени правления I династии, однако наибольшего расцвета достиг в царствование Аменхотепа III, когда были сооружены катакомбы мемфисского Серапеума и в эпоху Рамсеса II, когда почитание Аписа достигло своего апогея. Популярность других животных, известных также с ранних эпох, выросла лишь при XXVI династии. Невероятный рост значимости культа священных животных в Позднее время и греко-римскую эпоху стал важным элементом намеренной архаизации традиционной культуры, которая уже с трудом сопротивлялась деструктивному иноземному влиянию. Культ животных был частью именно египетского мировоззрения, был не понятен иноземцам и настолько сильно ассоциировался с самобытностью египтян, что существовал какое-то время даже после появления в 379 г. н.э. варварского эдикта Феодосия, приказывавшего закрыть древние святилища. Ненависть, с которой христианский император Гонорий сравнял с землёй Серапеум, бывший тогда одним из самых крупных и значимых культурных центров мира, ещё раз демонстрирует связь культа животных, обещавшего верующим защиту богов, и национальной гордости и самоидентификации египтян.

Животные, принимавшие участие в ритуалах храма избирались из особой группы, которая принадлежала божеству, обитала на территории храма и содержалась с особенным вниманием и заботой, как это было установлено в соответствующих царских декретах. Например, отобранные по расцветке птицы использовались во время царской коронации, когда их отпускали на четыре стороны света, чтобы они возвестили о явлении новой ипостаси Хора на земле, каковой считался фараон. Отдельные ибисы или соколы – наиболее почитаемые в Египте птицы играли особую роль в храмовых процессиях как зримая сила божества. Штандарты с изображениями священных животных использовались во время всех крупнейших египетских празднеств, включая царское празднество Сед, мистерии Осириса в месяце Хойяк и, конечно же, Упет ренепет, празднество «Открытия года»; эти штандарты изображали животных защитниками главного божества процессии. Не стоит забывать и об оракулах, которые давали от лица божества священные животные, появляясь в храмовых «окнах явлений» во время торжеств. Если одни животные были хранимыми образами божества, то другие, прежде всего из-за их красной или рыжей окраски, ассоциирующейся с Сетхом, зачастую использовались в качестве ритуальной жертвы, принесение которой обеспечивало победу миропорядка над хаосом.

Грань между останками священного животного или же просто мумией царского любимца очень неясна. Погребения "любимцев" известны уже с архаической эпохи, не говоря уже о многочисленных изображений любимой собаки или кошки на стенах гробниц вельмож Древнего царства; вместе с хозяином питомец должен был обрести вечную жизнь. Рядом с изображениями часто встречаются даже клички животных, существование которых в пространстве гробницы гарантировало им посмертное существование. Одно из самых ранних, архаических погребений животных вместе с хозяином обнаружил Флиндерс Питри в Тархане: осел и утки были погребены в своих собственных саркофагах в гробнице владельца.

Тех животных, которым посчастливилось стать царскими любимцами, ждало не просто погребение, но и зачастую, как это было в случае с газелью царской дочери Исетемхеб, прекрасно выполненный из дерева саркофаг, повторяющий конуры забальзамированного тела.

Поразительно хорошо сохранились мумии собаки и павиана.

Часть обнаруженных мумий животных относится к числу жертвенных приношений пищей, предназначенных для Ка владельца гробницы. Части туш скота, утки, гуси, голуби, газели обжаривались, затем бальзамировались и помещались в специальные футляры.

Собственно священные животные избирались из числа других птиц и зверей по специальным внешним признакам, считавшимся доказательством присутствия божественной сущности в теле животного; немногих избранных ожидало пожизненное почитание на протяжении всей жизни. После смерти их погребали с невероятным почётом, который мог сравниться лишь с царским погребальным церемониалом. Божественная субстанция после этого вновь проявлялась в другом животном, имеющем сходные отличительные признаки. Таким образом, бык Апис в Мемфисе почитался как ипостась Птаха и Осириса, бык Бухис в Арманте слыл воплощением Монту и Ра, овен на острове Элефантина и в Эсне обожествлялся как земное воплощение Хнума, а гигантские крокодилы были объектом культа в храмах Себека в Фаюме, Дахамше и Ком Омбо. Эти животные содержались в особых комплексах помещений, как например подворье Аписа в Мемфисе или же "клетках", сооружённых из плит известняка, одна из которых найдена в юго-западном углу храма Осириса-павиана в некрополе Туна эль-Гебель.

Культ животных состоял не только из ритуалов почитания их божественной сущности; важную роль в росте его популярности играли оракулы, ритуалы инкубации и толкования снов. Оракул, который давали священные животные, был, пожалуй, самой значимой причиной появления в храмах множества паломников; имена, которые давали животным, обитавшим в храме, зачастую говорят сами за себя, как, например, «Лик ибиса говорящий».

Ритуалы инкубации и толкования снов также привлекали верующих к культу священных животных, позволяя посредством его достичь наиболее близкого контакта с богом. Сны, в которых паломникам являлись священные животные, интерпретировались жрецами; иногда самим жрецам снились сны, позволяющие ответить на вопрос просителя. Жрецу Хору, интереснейший архив которого был найден в Саккаре, неоднократно во сне являлся бог Тот.

Ритуалы инкубации также считались приносящими исцеление. Бык Бухис считался особенно эффективным в исцелении глазных болезней.

Наконец, нам известно огромное число вотивных мумий, т.е. забальзамированных останков животных, которые были поднесены соответствующему божеству, для того, чтобы молитва донатора была им услышана. Кошки жертвовались богине радости, привлекательности и сексуальности Бастет, представавшей в облике кошки, ибисы и павианы, тотемные животные бога мудрости Тота, подносились в его храме в Гермополе, мумифицированные собаки и шакалы становились вотивными жертвами Анубису, богу бальзамирования, трансформации и странствий. Судьба этих животных сильно отличалась от священных животных, почитавшихся в храмах: они не были уникальными полу-божествами, их не отбирали по жёстким критериям. Наоборот, они были простыми посланниками к богам, их мумии покупали в храме и подносили богу или богине с просьбой. Бальзамированием многочисленных животных занимались специальные дома бальзамирования. После того, как готовая мумия была приобретена и пожертвована богу, жрецы помещали её в специальное хранилище. Раз в год во время специального празднества эти мумифицированные останки приносили в некрополь и массово хоронили в камерах подземных катакомб, которые потом запечатывались кладкой из кирпича-сырца вплоть до следующего года.

Качество, с которым была изготовлена вотивная мумия, напрямую зависела от того, сколько был готов заплатить за неё паломник или же какой социальный статус он имел. Естественно, что более тщательно запеленатые мумии с картонажными масками стоили дороже, не говоря уже о том, что для мумии можно было приобрести каменный или деревянный саркофаг или же чехол из картонажа, чаще всего повторяющий своей формой контуры тела животного. В Позднее время появились великолепные бронзовые скульптурные изображения животных, которые одновременно служили "реликвариями", так как в них помещали целую мумию, или же только её часть.

Во многих храмах Египта животных, предназначенных для мумификации и жертвоприношения, специально разводили. Инкубаторы для яиц крокодилов и специальные бассейны для вылупившейся из них молоди обнаружены в храме Себека и Рененутет в Мединет Маади.

С течением времени количество животных, погребённых в таких некрополях сильно выросло в связи с тем, что вместе с деградацией культуры в целом и храмового ритуала в частности, росла популярность обращения к божеству через священное животное. Объяснялось это и появлением всё большего числа синкретических культов. Так, в римское время синкретическое божество, Хортот включало в себя функции Хора, символизировавшего солнце и день и функции Тота, связанного с луной и ночью. В культе этого божества, естественно, участвовали оба вида птиц – и ибисы и соколы. Порой в одних пеленах бальзамировали вместе совсем невероятные комбинации животных: овна и крокодила, сокола и землеройку.

В отличие от священных животных божества, те животные, которые должны были стать вотивными мумиями, проживали недолго и умирали не своей смертью. Многие мумии кошек, найденные в Бубастейоне в Саккаре, а также те, что попали в музейные коллекции, демонстрируют следы насильственной смерти: у животных были сломаны шеи, а у некоторых – проломлены черепа. При этом большая часть кошек, судя по исследованиям мумий в Британском музее, были убиты в возрасте от двух до четырёх месяцев, либо между девятью и двенадцатью месяцами.

Качество изготовления вотивных мумий также зачастую оставляло желать лучшего: многие "мумии" под пеленами представляли собой смесь костей, шерсти или перьев или даже части тел разных животных, являясь, таким образом, некачественными подделками древних бальзамировщиков. В римское время чаще всего наиболее качественно запелёнутые мумии были внутри подделками, однако, этот факт может ещё объясняться и тем, что целых животных не хватало для обеспечения нужд культа. Особенно часто "подделывали" крокодилов, разведение которых в неволе представляло значительные трудности. Впрочем, дела о "подделках" расследовались и, согласно «Архиву Хора», жрецы, помещавшие в катакомбы пустые сосуды, или же оборачивавшие как целую мумию всего лишь обломки костей, получили соответствующие наказания. Правило «одного бога – в один сосуд».


Цит. по: Солкин В.В. Солпы небес. Сокровенный Египет. М., 2006 (сноски опущены).


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013