«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Новый робот в пирамиде Хуфу.
Древние граффити, оставленные рабочими, или религиозные символы?


Робот передал первые изображения пометок на стенах крошечной камеры в Великой пирамиде Гизы, которые были скрыты от глаз 4500 лет. Он также помог разрешить споры по поводу единственного металлического предмета, найденного в пирамиде, и показал "дверь", за которой может скрываться новая секретная камера.

Великая пирамида была построена в качестве гробницы для фараона Хуфу. Это единственное из семи чудес света, дошедшее до наших дней. Главные помещения пирамиды – это Большая галерея, «камера царицы» и погребальная камера, от которой отходят две вентиляционные шахты, соединяющие её с внешним миром. Интересно, что от северной и южной стен камеры царицы также отходят две шахты, примерно 20х20 см, которые, не доходя до поверхности пирамиды, упираются в каменные двери.

Назначение этих шахт и дверей неизвестно. Некоторые полагают, что одна или обе двери могут вести в секретные камеры. Захи Хавасс, Министр по делам древностей Египта, считает эти двери величайшей тайной пирамид.

Таинственные шахты несколько раз пытались исследовать с помощью роботов. В 1993 году робот прополз 63 метра по южной шахте и обнаружил нечто, напоминающее каменную дверь с металлическими включениями. Поскольку нигде больше в пирамиде металл не используется, вокруг этого открытия развернулись бурные дебаты. Высказывались предположения, что это могут быть дверные ручки, ключи или даже детали силовых установок пришельцев.

В 2002 году другой робот просверлил отверстие в каменной "двери". На снимках можно было рассмотреть маленькую камеру, оканчивавшуюся каменной заглушкой… и больше ничего. И наконец сейчас свои силы пробует новый робот, спроектированный командой инженера Роба Ричардсона из университета Лидса, Великобритания. Учёные снабдили своё детище гибкой камерой-змейкой, способной заглядывать за углы, и дали ему имя Джеди в честь мага, с которым Хуфу, по легенде, советовался при постройке пирамиды. На изображениях, переданных роботом, видны иероглифы, выписанные на камне красной краской. Возможно, это пометки каменщиков, сделанные в процессе сооружения камеры.

«Если удастся разобрать эти надписи, то, возможно, это поможет египтологам понять назначение этих загадочных шахт»,- отметил Ричардсон.

«Цифры и другие надписи, сделанные красной краской, часто встречаются в Гизе», – утверждает Питер Дер Мануэлиан, египтолог из Гарвардского университета и директор архива Гизы при бостонском Музее изящных искусств. – «Обычно это пометки каменщиков или бригадиров, обозначающие цифры, даты или даже названия бригад».

Способность камеры заглядывать за углы позволила впервые исследовать заднюю сторону каменной двери, в результате чего были развенчаны наиболее изощрённые теории по поводу её металлических деталей. Вот что говорит по этому поводу Шон Уайтхед из исследовательской компании Скаутек (Scoutek), базирующейся в Мелтон Маубрей, Великобритания: «На полученных нами изображениях задней стороны металлических включений видно, что они оканчиваются маленькими аккуратными петельками, которые больше похожи на украшения, чем на электрические контакты».

Уайтхед, сотрудничавший с Dassault Systemes в Velizy-Villacoublay, Франция, добавил: «Кроме того, задняя сторона "двери" отполирована, и это, по-видимому, было важно. Не похоже, что это просто грубый кусок камня, использовавшийся только для того, чтобы не дать дебрису сыпаться в шахту.

Кейт Спенс, египтолог из университета Кембриджа, которая не принимала участия в исследованиях, предположила, что поскольку узкие шахты не могли иметь практического применения, их значение было чисто символическим: «Металлические включения выглядят как символические дверные ручки, а шахты камеры царицы ориентированы с севера на юг, а не с запада на восток. Так что я убеждена, что их назначение сугубо символическое и связано со звёздами, а не с солнцем».

Если в камере царя находился саркофаг Хуфу и, возможно, его мумия, то в камере царицы, скорее всего, никогда не было останков цариц – жены Хуфу были погребены в трёх небольших пирамидах-спутницах. Спенс полагает, что в камере царицы могла находиться статуя ка фараона. В таком случае шахты были проложены, чтобы позволить ка, или ‘двойнику’ Хуфу перейти в мир иной.

Что касается второй "двери", которая расположена в задней части камеры и выглядит грубой и неоконченной, то Спенс считает, что это просто-напросто конец шахты: «Скорее всего, это просто закрывающий камень, за которым нет никаких других камер, в этом просто нет никакого смысла. Тем не менее, это очень интересно с точки зрения символизма, и такого рода работа помогает нам лучше понять логику, лежащую в основе создания пирамиды».


© New Scientist
© Авторизованный перевод: Анастасия Репина


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013