«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Люди твёрдой веры. Египет в Петербурге (США).



Статуя бога Осириса. Бронза. VII-VI вв. до н.э.

Признаюсь честно, древности никогда не входили в число моих любимых видов искусства. Большую часть жизни я смотрела на них как на осколки минувших эпох, интересных с исторической точки зрения, но не оставивших особо интересных памятников. Даже хорошо сохранившиеся вещи – например, огромные древнегреческие расписные сосуды – казались милыми, но "на одно лицо". Я испытывала к ним уважение, раз уж они пережили столько эпох и смут, но этим мои чувства по отношению к ним исчерпывались, и я никогда специально не искала древности при посещении музеев.

Как художественному критику мне приходится работать со всеми видами искусства, не только с интересными лично для меня, что не мешает мне судить о них объективно. Эта профессиональная необходимость однажды обернулась для меня настоящим подарком, открыв мне глаза на кое-что очень ценное, мимо чего я могла бы пройти, и что так ярко выражено в древностях.

И теперь я люблю. Да, я люблю.

Я нахожу в них глубинные и универсальные связи между людьми, эти вещи – отражение давно прошедших жизней, о которых мы мало что знаем, если знаем вообще. Да и сами культуры, породившие их, продолжают хранить немало тайн, несмотря на пристальное внимание, изучающих их годами. Но в этих вещах всё ещё живёт частичка их древнего мира. При взгляде на них, мы можем понять, что было важно для тех людей, и сравнить их ценности со своими. И часто дистанция между нами оказывается не так уж велика.


Экспозиция «Древний Египет».

Вся эта длинная прелюдия, я надеюсь, вдохновит вас на посещение выставки «Древний Египет – искусство и магия» в Музее изящных искусств Санкт-Петербурга (США). Времени для этого будет предостаточно – выставка продлится до 29 апреля. Да, и если пойдёте, постарайтесь насладиться ею не спеша. Эта выставка из числа тех, что раскрываются медленно и неохотно, а изучение экспликаций действительно усилит эффект от соприкосновения с прошлым.

Куратором порядка 100 интересных предметов из внушительной коллекции Жан-Клода Гандура, европейского миллиардера, является египтолог Роберт Стивен Бианки. При написании анонса выставки несколько недель назад я видела эти вещи только на снимке в каталоге, ещё до того, как их поместили в экспозицию, так что не имела возможности детально с ними ознакомиться, но всё же оценила качество экспонатов и интересный принцип их размещения, выбранный Бианки.


Маска саркофага.
Дерево, инкрустации. II-I вв. до н.э.

Общий лейтмотив – это духовность, которой пропитан буквально каждый предмет. Идея эта не нова: почти всё, что нам осталось от Древнего Египта, происходит из храмов и гробниц. Стоит считать большой удачей, что сложные погребальные ритуалы донесли до нас массу сведений не только об религиозных представлениях древних египтян, но и об их повседневной жизни.

Эта выставка прекрасно иллюстрирует двойственную природу египетской культуры, в которой даже самые простые бытовые предметы могли наполняться магическим и религиозным смыслом. В повседневной жизни зеркало было просто безделушкой. В смерти оно становилось залогом возрождения. Для нас зеркало в экспозиции – это просто красивая вещица. Но для человека, поместившего её в гробницу, красота была лишь побочным продуктом истинного назначения зеркала. Изящная композиция из трёх элементов – молодой девушки, папируса и диска – символизировали загробную жизнь и служили одни из инструментов её обретения.


Заупокойная стела супружеской четы.
Известняк. XIV в. до н.э.

Казалось, ничего из того, что мы сегодня называем прекрасным, не делалось лишь красоты ради. У нас нет свидетельств о навыках, необходимых для создания всех этих вещей, нет пиетета перед мастерами, которые их изготавливали. Драгоценные материалы использовались ради своего символического значения. Крошечный амулет, изображающий скорпиона с головой богини, выполнен из золота исключительно потому, что египтяне верили, что тела богов состоят из золота, и их подобие, сделанное руками человека, может стать божеством, дающим помощь и защиту.

Выставка размещена в пяти галереях. Большая часть экспонатов – это скульптурные объекты, многие из которых совсем крошечные, поскольку сила этих вещей никак не зависела от размера. Повсюду развешаны огромные холсты с отпечатанными на них ретро-фотографиями храмов и некрополей. Это даёт прекрасное ощущение контекста, но не только. Все снимки были сделаны фотографами в 19 веке, и сегодня их можно увидеть в постоянной экспозиции музея этажом выше.

Первая галерея «Древнего Египта», конечно же, вводно-обзорная: представленные здесь экспонаты охватывают все периоды истории государства фараонов, насчитывающей 4000 лет и 30 династий. Это единственная часть выставки, выстроенная в строгом хронологическом порядке, и демонстрирующая, что в стилистике древнеегипетского искусства мало что изменилось за эти тысячелетия. При взгляде на карту сразу становится ясно, насколько жизнь этой цивилизации зависела от Нила. На огромной площади, большую часть которой занимает пустыня, люди селились на узких полосах вдоль берегов реки. Все остальные галереи, организованы по тематическому, а не хронологическому принципу.

Двумя основными материалами, использовавшимися для создания скульптурных изображений, были камень и бронза, им и посвящены две последующие галереи.


Голова статуи вельможи.
Гранодиорит. XIV в. до н.э.

Камень символизирует постоянство. В ходе ритуалов высеченные надписи и изображения могли становиться реальными, произнесение определённых слов призвано было оживить их. Магические формулы, которые мы видим на памятниках, могли принимать физическую форму, например, становиться реальной пищей, необходимой для умершего в его загробном существовании. Изображение мужа и жены, держащихся за руки, не было просто романтичным памятником; это была пара, готовая вместе идти сквозь вечность.

Египтяне имели вполне чёткие представления о том, что их ждёт в загробном мире, и те счастливчики, которые принадлежали к высшему сословию, тщательно и скрупулёзно готовились к прохождению через смерть, чтобы и в загробном мире наслаждаться всеми преимуществами своего положения.

Медь и олово, из которых делалась бронза, добывались в пустыне, или Красной земле, обители хаоса, где царило зло. Как и в случае с каменоломнями, добыча металлов производилась только с разрешения фараона. Это считалось священным делом, поскольку по религиозным представлениям, трансформация материалов способствовала победе над хаосом и установлению порядка.

Статуэтки, отлитые из бронзы или высеченные из алебастра (иногда также из фаянса – глазурованной керамики), могут быть не только богами, но и помощниками или заместителями реального человека.


Крышка саркофага жреца.
Дерево. X-IX вв. до н.э.

Следующая галерея демонстрирует, как повседневные вещи наделялись магической силой при помощи использования определённых материалов или символов. Так, инкрустации драгоценными камнями символически связывали статую с землёй.

Последняя галерея – это кульминация выставки, здесь в центре внимания два самых больших экспоната – крышки саркофагов, сделанные из дерева, которое, по представлениям древних египтян, было связано с возрождением. Обе крышки датируются примерно одним периодом – ок. 1080–700(600) гг. до н.э., иными словами, к этому моменту Египет прошёл примерно 2/3 пути от основания государства фараонов до его завоевания Римом.

Обе крышки выглядят немного пугающе. Одна из них богато декорирована, вторая выглядит более сурово из-за простой формы и массивной головы. Они чем-то напомнили мне рельефные портреты королей на средневековых саркофагах. Однако в средневековье такие изображения призваны были напоминать живым об умерших, смысл же египетских памятников совсем в другом. Они скорее являются огромными визитными карточками, свидетельствуя о высоком статусе и положении вновь прибывшего.

Выставка вполне самодостаточна, она позволяет оценить факты и сделать выводы. В конце я почувствовала восхищение и даже лёгкую зависть к этим людям, которые кажутся нам, живущим в эпоху неопределённости и тёмных пятен, едиными в своей твёрдой вере. Мы можем предположить, поскольку они были такими же людьми, со своими скелетами в шкафу, страхами и сомнениями. Древние египтяне знали, что их длинное путешествие к новой жизни, будет полно опасностей и угроз. Но они знали свой путь. Собранные на выставке вещи свидетельствуют об их сложном взаимодействии с богами и о прямом пути, ведущем от конца к началу.


© Lennie Bennett
© tampabay.com
© Авторизованный перевод: Анастасия Репина
© maat.org.ru


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013