«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Мастер Аменхотеп, и его «Книга мёртвых».



Фрагмент «Книги мёртвых» Аменхотепа, сына Хапу.
Музей Куинсленда. © dailymail.co.uk.

Последние недостающие фрагменты папируса с текстом «Книги мёртвых» Аменхотепа, сына Хапу – великого архитектора и мудреца, современника царя Аменхотепа III, обнаружены в музее Куинсленда, в Австралии. Их искали более века.

Д-р Джон Тейлор, египтолог из Британского музея заявил, что он ошеломлён находкой более сотни фрагментов папируса, считавшихся утерянными. Специалист из Великобритании обратил внимание на хорошо сохранившийся фрагмент папируса, выставленный в постоянной экспозиции музея, после чего ему предоставили возможность ознакомиться с другими фрагментами свитка, которые хранились в запаснике музея.


Фрагмент «Книги мёртвых» Аменхотепа, сына Хапу.
Музей Куинсленда. © dailymail.co.uk.

Сотня разрозненных кусочков папируса, как оказалось, является частью «Книги мёртвых» – заупокойного текста, предназначенного для того, чтобы облегчить посмертное существование человека и его трансформацию в бессмертный дух. Свиток, богато украшенный виньетками, был создан для «начальника работ царя в храме Амона» Аменхотепа, сына Хапу – знаменитого строителя храмов в Луксоре, Солебе и Ком эль-Хеттане, который был обожествлён после смерти, как великий мудрец и целитель.

«Части бесценного свитка были рассеяны по всему миру. Фрагменты “Книги мёртвых” Аменхотепа хранятся в собраниях Британского музея, Музея изящных искусств в Бостоне, Музея Метрополитен в Нью-Йорке. Специалистам удалось идентифицировать их и собрать полученную информацию воедино, однако часть папируса считалась утерянной», – говорит Тейлор.

«Книга мёртвых» Аменхотепа, сына Хапу – особенно значима в связи с самой личностью умершего архитектора, а также потому, что она является одной из самых ранних копий этого заупокойного текста. Некоторые особенности этих первых списков «Книги мёртвых» известны всего лишь по четырём-пяти сохранившимся папирусам XV-XIVвв. до н.э.

По словам г-жи Бейтс, хранителя музея в Куинсленде, фрагменты бесценного папируса были подарены музею более века тому назад и с тех пор хранились в его фондах. Музей, который горд этой неожиданной атрибуцией одного из своих памятников, продолжит исследования папируса, чтобы дополнить полученной информацией то, что мы знаем о «Книге мёртвых» Аменхотепа, сына Хапу.

Д-р Джон Тейлор также сообщил, что после необходимой цифровой обработки фрагментов, вернувшись в Лондон, он начнёт работу по идентификации фрагментов свитка, которые, возможно, могу быть совмещены с другими его частями, хранящимися как в Британском музее, так и в США: «восстановление целостности папирусов – это чрезвычайно важная работа, требующая чрезвычайной тщательности; мы надеемся собрать фрагменты воедино и посмотрим, как разрешится эта загадка».


© dailymail.co.uk
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин
© maat.org.ru



Историческая справка.


Статуя Аменхотепа, сына Хапу из Карнака.
Каир, Египетский музей. © egyptarchive.co.uk.

Аменхотеп сын Хапу – выдающийся архитектор, художник и мудрец, фаворит и доверенное лицо фараона Аменхотепа III, одна из самых значительных личностей в истории древнего Египта эпохи Нового царства.

Родился во время правления фараона Тутмоса III в городе Атрибисе (Дельта), где занимал пост верховного жреца местного божества Хора Хентихтаи; с воцарением Аменхотепа III переехал в Фивы. Именно под его руководством были возведены храм Амона в Луксоре и заупокойный комплекс Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан; Аменхотеп сын Хапу также был главным управителем работ царя в Нубии, где на стенах гигантского храма в Солебе он запечатлен вместе со своим повелителем во время церемонии освящения комплекса.

В обширных дворах храма Амона в Карнаке были обнаружены многочисленные статуи Аменхотепа сына Хапу, по праву считающиеся выдающимися произведениями древнеегипетского искусства. Одна из них, кубообразная, с четырех сторон покрыта иероглифическим текстом, повествующим о его долгой жизни, службе отечеству и головокружительной карьере от «царского писца» до «распорядителя всеми работами царя», т.е. главного архитектора: «…Благой бог, царь Верхнего и Нижнего Египта Небмаатра, сын старший Ра-Хорахте, наградил он меня, назначив писцом царским для приказов владыки. Я постиг тексты тайные, и я вижу пользу трудов Тота. Стал я сразу же господином слов сокровенных, освещающим то, что мраком сокрыто; получали от меня разъяснения на все вопросы, что задавались… Мой повелитель, сын Ра Аменхотеп, властитель Фив, наградил меня и в третий раз; воистину он сын Ра, которому даны в вечности празднества Сед бесконечно. Мой господин назначил меня распорядителем всех работ царя. Навечно утвердил я имя царя. Не было сделано подобного предками. Для него, для преемника Атума нашел я (лит. сделал) гору из кварцита. Творил я согласно воле моего сердца, руководя созданием образа его в доме великом (те в Карнаке) в каждом камне прочном, словно небо; никто никогда не совершал подобного со времен создания Обеих земель. Был я главой работ, когда создавались статуи его, те, что велики в ширину, те, что выше столбов, красота которых затмевала пилон; высота которых сорок локтей; вырублены (они) из горы кварцита прекрасного вблизи Ра и Атума (совр. Гебель Ахмар). Построил я корабль в восемь саженей, перевез я ее (статую) через реку и была она установлена в доме великом, незыблемая, словно небеса». Увы, от упомянутой колоссальной статуи, называвшейся «Монту властителей» и установленной к югу от X пилона храма Амона в Карнаке осталась лишь база и обломки ног.

Статуи великого художника, установленные в Карнаке, предназначались для публичного обозрения; на двух из них даже сохранился призыв ко всем проходящим воззвать к Аменхотепу сыну Хапу для обретения через его посредничество милости бога Амона: «О, люди Карнака, вы, желающие узреть Амона, придите ко мне; передам я ваши прошения. Ибо я – посредник этого бога. Небмаатра установил меня передавать о делах Обеих земель».

Один из сохранившихся текстов, также на статуе, гласит о том, что архитектор достиг возраста 80 лет в желании достичь заветного для каждого древнего египтянина срока земной жизни в 110 лет. К этому времени он носил еще и титул «наставник дочери царской и супруги царской великой Сатамон». На рельефе со сценой погребального пира из гробницы великого везира Рамосе, Аменхотеп сын Хапу изображен вместе с миниатюрной женщиной, имя которой, увы, не упомянуто.

Аменхотеп сын Хапу был погребен в скальной гробнице в южной части холма Гурнет Мурраи на западном берегу Фив в непосредственной близости к своему шедевру – заупокойному комплексу Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан. Кроме того, он стал одним из нескольких вельмож, которым ввиду их заслуг перед страной, было даровано право на строительство собственного заупокойного храма среди царских поминальных комплексов на западном берегу в Фивах. Вход в храм традиционно открывался пилоном, за которым располагался открытый двор с обрамленным деревьями озером и портиками перед вторым пилоном и двором. В глубине храма, находились сводчатые святилища, окруженные многочисленными подсобными помещениями. Дошедший до нашего времени царский декрет, датированный временем правления XXI династии, и касающийся этого святилища, говорит о популярности культа художника-мудреца три века спустя его кончины.

В Позднее время вместе с Имхотепом, архитектором фараона III династии Джосера (2690-2670 гг. до н.э.), он был обожествлен за свою мудрость и сакральное знание, которое он, в отличие от остальных смертных, получил от богов еще при жизни, увидев ‘ах’ – дух бога Тота. Традиция также приписывает Аменхотепу сын Хапу и обретение 167 главы Книги мертвых. Культ "равных богам" мудрецов, которые даровали паломникам исцеление от физических и душевных недугов, процветал в храме Хатхор и Маат в Дейр эль-Мединэ, в храме Тота в Каср эль-Агуз, а также в храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри вплоть до конца времени правления Птолемеев.


© Виктор Солкин. Цит. по: Аменхотеп сын Хапу // Древнйи Египет. Энциклопедия. М., 2005, 2008.
Опущена избранная библиография.


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013