«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Погребение номарха найдено в эль-Берше.



Общий вид погребальной камеры от входа.
Видны жертвенники, подголовники и сосуды, выполненные из алебастра.
Тёмные пятна в грунте – части деревянного саркофага.

Весной 2012 года археологическая миссия Левенского университета, работающая в известном среднеегипетском некрополе эль-Берше под руководством Харко Виллемса, сделала значительное открытие: обнаружено погребение начала Среднего царства (ок. 2040 г. до н.э.). Несмотря на то, что погребение было как минимум дважды ограблено и сильно повреждено, большое количество предметов погребального инвентаря осталось на своих изначальных местах, что даёт нам уникальную возможность проследить последовательность эпизодов погребального ритуала. Найденная гробница принадлежит номарху – управляющему областью или же лицу, которое было членом семьи номарха. Впервые более чем за столетие было найдено погребение такого рода, относительно хорошо сохранившееся.


Предметы из меди, фаянса и глины лежат у нижней части саркофага.

Находка была сделана в гробнице номарха Аханахта I, который был первым правителем Заячьего нома эпохи Среднего царства. Эта гробница хорошо известна: её первые исследования проводились в 1891-1992 годах, а затем были продолжены американским археологом Дж. Райзнером в 1915 году. Работы Райзнера завершились сенсационной находкой почти нетронутого погребения номарха в соседней гробнице. Возможно, из-за этого археолог не завершил юго-западной погребальной шахты в гробнице Аханахта. В своих дневниках Райзнер пишет, что у него сложилось впечатление, что эта шахта была ограблена незадолго до начала его археологических изысканий, а потому дальнейшие раскопки здесь были остановлены. Этот случай стал единственным исключением из правил, так как Райзнер чрезвычайно тщательно произвёл раскопки и исследования во всех других гробницах этого участка некрополя. Именно поэтому предыдущие 10 лет миссия Левенского университета занималась документацией уже раскопанных гробниц, не надеясь, что представится такой уникальный шанс – найти ещё одно погребение.


Фиксация местоположения ритуальных предметов
у днища саркофага.

В процессе работ стало ясно, что предположения Райзнера относительно грабителей в шахте оказались верными. По всему стволу шестиметровой шахты были найдены отдельные предметы из потревоженного захоронения, мусор и даже обрывки газет начала XX века, а также фрагменты стен самой гробницы, в том числе – со значительными участками сохранившихся росписей. Однако, в процессе расчистки было ещё не понятно, происходят ли найденные предметы непосредственно из погребальной камеры, к которой ведёт шахта. Сама погребальная камера была заполнена обломками скального грунта до потолка. В процессе обрушения потолка, значительная часть деревянных предметов в гробнице была уничтожена, а наиболее драгоценные элементы погребения – расхищены грабителями.

Скорее всего, грабители проникали в подземелье дважды. Первый раз – ещё в древности: именно тогда были изъяты предметы, выполненные из драгоценных материалов. Многочисленные листки золотой фольги, найденные археологами, говорят о том, что саркофаг, а, возможно, и какие-то другие предметы в погребальной камере были обильно позолочены. После этого проникновения воров гробница, видимо, была оставлена открытой: в шахту стекали дождевые воды, смешанные с известняковой пылью. Смесь, застывая, превращалась в плотную известковую массу, которую вторая группа грабителей, спустившаяся на дно шахты в XIX веке, приняла за пол погребальной камеры. Однако, это не помешало им нанести значительный ущерб саркофагам и тем деревянным предметам, которые итак значительно пострадали от грибка, активного во влажной среде.


Фаянсовые сосуды для возлияния.

Когда погребальная камера была расчищена, оказалось, что много десятков ритуальных предметов, выполненных из алебастра, фаянса, меди и глины было оставлено грабителями на месте. Заполнивший погребальную камеру слой известковой массы зафиксировал предметы на их первоначальных местах. Среди находок – каменные сосуды для масла, жертвенные столы, подголовники, разнообразные металлические сосуды, редчайшие ритуальные предметы.


Подголовники, сосуды и жертвенники, выполненные из алебастра.

Археологам удалось реконструировать многие элементы "сценария" погребального ритуала этой эпохи. В частности, понятно, что сначала в камеру помещали саркофаг, затем проводили ритуалы очищения, а затем уже ритуалы жертвоприношения. Последний хорошо известен по изображениям и из текстов, однако впервые можно обстоятельно доказать, что подобный ритуал проводился под землёй, непосредственно в погребальной камере. (На самом деле то, что часть погребального ритуала проводилась под землёй, хорошо известно благодаря рисунку на одном из остраконов из коллекции музея в Манчестере и некоторым версиям текста ритуала «Отверзания уст и очей», в котором есть эпизод, рассказывающий о том, как сем – жрец заупокойного культа – остаётся в гробнице на первую ночь после погребения, чтобы, войдя в изменённое состояние сознания, помочь сущности умершего правильно устремиться в загробное пространство. Т.е. ценность находки из эль-Берше – в возможности доказать уже известный нам факт ранним археологическим материалом, а не в установлении принципиально нового факта. Подробнее см: Helck W. Shamane und Zauberer // Mélanges A. Gutbub. Université de Montpellier (1984), pp. 103-104. – Виктор Солкин).


Ритуальные предметы и сосуды, выполненные из меди.

Найденный саркофаг, к сожалению, находится в очень плачевном состоянии; его изучение возможно только после сложной работы по консервации его фрагментов в следующем году. Тем не менее, два важных заключения уже возможны. Во-первых, саркофаги были покрыты надписями и сохранившиеся тексты говорят о том, что погребение принадлежит мужчине по имени Джхутинахт. Это очень важно, так как в надписях гробницы Аханахта упоминается его отец – Джхутинахт. У этого человека в гробнице была специальная жертвенная часовня. Всё это свидетельствует в пользу того, что Аханахт похоронил своего отца – последнего номарха Заячьего нома I Переходного периода – в своей собственной гробнице. Во-вторых, саркофаг Джхутинахта был покрыт изречениями «Текстов саркофагов» – наиболее значительного памятника заупокойной литературы эпохи Среднего царства, пришедшего на смену «Текстам пирамид». Известно, что традиция «Текстов саркофагов» пошла в это время именно из эль-Берше. Аханахт до настоящего времени считался первым номархом области, саркофаг которого был покрыт этими изречениями. Новые открытия позволяют отдать первенство его отцу, Джхутинахту – именно его саркофаг, несмотря на все повреждения, отныне является древнейшим памятником, содержащим «Тексты саркофагов».


© Текст, фото: dayralbarsha.com
© Авторизованный перевод, дополнения: Виктор Солкин
© maat.org.ru


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013