«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Певица из Долины царей.



Деревянный саркофаг с останками храмовой певицы, никем не потревоженными на протяжении 3000 лет.
Это первое нетронутое погребение, найденное в Долине Царей с 1922 г.

25 января 2011 десятки тысяч протестующих наводнили площадь Тахрир в Каире, требуя свержения режима президента Хосни Мубарака. В то время, как улицы столицы в день революции заполнились слезоточивым газом и летящими камнями, команда археологов под руководством Сюзанны Бикел из Университета Базеля, Швейцария, стояла на пороге одного из важнейших открытий в Долине царей за последние 90 лет.

Долина расположена на западном берегу Нила напротив Луксора – современного города, выросшего на месте древних Фив, которые в древности были важнейшим религиозным центром Египта. Долина царей была местом последнего успокоения для фараонов с периода Нового Царства (ок. 1539-1069 до н.э.), когда Египет находился на пике могущества и процветания. Здесь в скалах вырубленыдесятки гробниц, однако большинство из них были давно разграблены. Именно здесь команда из Базеля обнаружила нечто, показавшееся сначала рядовой находкой.

В юго-восточной части Долины археологи нашли остатки каменного бордюра, с трёх сторон огораживающего участок примерно 1 х 1,5 м. Поначалу это сочли просто выходом заброшенной шахты. Однако, с учётом нестабильной политической ситуации в Египте, место находки было закрыто железной дверью. Сотрудники миссии передали информацию властям иобратились за официальным разрешением на раскопки.

Год спустя, как раз накануне первой годовщины революции, Бикел вернулась с командой из 24 человек, включая полевого директора Элину Полин-Грот из Университета Базеля, египетского инспектора Али Реда и рабочих из числа местных жителей. Началась расчистка шахты от песка и гравия. На глубине около 2,5 м показалась верхняя часть двери, заблокированной большими камнями. На дне шахты были найдены фрагменты керамики из нильского ила, а также кусочки гипса – материала, который часто использовался для опечатывания входов в гробницы. Эти кусочки с учётом датировки окружающих гробниц впервые позволили предположить, что шахта может на самом деле быть гробницей, датируемой ок. 1539 – 1292 до н.э., т.е. временем правления XVIII династии. Большие камни, по всей видимости, попали в шахту позднее.

Несмотря на то, что вход был перекрыт каменными глыбами, в нём оказалось небольшое отверстие, достаточное для небольшой цифровой камеры. Бикел, Полин-Грот и начальник египетских рабочих вслепую сделали по нескольку снимков, лёжа на земле с головой, прижатой к стенке шахты. Только так можно было исхитриться просунуть руку с камерой в отверстие. Ко всеобщему удивлению, на фотографиях была видна небольшая камера, примерно 2,5 на 4 метра, почти полностью заваленная дебрисом, который доказывал, что археологи нашли именно гробницу. На слое дебриса стоял пыльный чёрный саркофаг из сикоморы, на крышке и боковых сторонах виднелись большие жёлтые иероглифы.

«Я никогда не находила саркофага такой прекрасной сохранности», – восхитилась Бикел.


Имя и титул хозяйки саркофага: «Нехмес-Бастет, Певица Амона».

Иероглифическая надпись описывает владелицу гробницы по имени Нехмес-Бастет как высокопоставленную даму, певицу бога Амона (шемаит), чей отец был жрецом в храмовом комплексе Карнака в Фивах. Цвет саркофага и стиль письма позволяют датировать саркофаг примерно 945 -715 гг до н.э., т.е. он как минимум на 350 лет моложе самой гробницы. Это доказывает, что мы имеем дело со вторичным захоронением, что было вполне обычной практикой в то время.

Единственный современный саркофагу предмет в гробнице – это небольшая деревянная стела. На ней выписана заупокойная молитва о ниспослании жертвенных даров для усопшей, а также сцена, по-видимому, изображающая саму Нехмес-Бастет перед сидящим солнечным богом Амоном. Белая, зелёная, красная и жёлтая краски выглядят абсолютно свежими, они ничуть не поблёкли за прошедшие столетия.

«Их словно только что достали из музейного хранения», – удивляется Бикел.

В дебрисе, заполнявшем погребальную камеру, были найдены следы первоначального погребения времён XVIII династии. По словам Бикел, в их числе были фрагменты дерева, керамика, а также части расчлененной мумии первоначального хозяина гробницы. Необходимо отметить, что до открытия гробницы Нехмес-Бастет последним не разграбленным захоронением в Долине царей была знаменитая гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 г.

Археологи любят заявлять о том, что Долина царей давно перекопана до основания, и здесь нечего и надеяться найти что-то новое. Итальянский авантюрист Джованни Бельцони свято верил, что опустошил последнюю из здешних гробниц ещё во время своей экспедиции 1817 года. Теодор Дэвис, проводивший здесь раскопки веком позже, пришёл к такому же выводу буквально накануне открытия гробницы Тутанхамона. Разумеется, в Долине были сделаны и другие важные находки. В 1995 г. команда под руководством Дональда Райана из Тихоокеанского Лютеранского Университета в Такоме, Вашингтон, изучал гробницу, где были захоронены члены семьи Рамсеса Великого.

В результате были расчищены ранее неизвестные коридоры, которые вели в погребальные покои сыновей знаменитого фараона. К сожалению, все эти камеры, которых насчитывается более 121, были разграблены ещё в древности и вдобавок повреждены ливневыми потоками. В 2005 г. другая команда, работающая над проектом «Амененмес» воглаве с Отто Шэденом,обнаружила нетронутую камеру, в которой находились 7 саркофагов и 28 сосудов с материалами, использовавшимися для бальзамирования. Поскольку в тайнике не было найдено никаких останков, маловероятно, что он являлся гробницей.

Перед тем, как извлечь саркофаг Нехмес-Бастет из погребальной камеры для дальнейшего изучения, специалистам под руководством Бикел пришлось его вскрыть, чтобы убедиться, что ничто внутри саркофага не пострадает при попытках его сдвинуть. Профессиональному реставратору понадобился целый день, чтобы извлечь штифты, на которых держалась крышка. Инспектор Али Реда и Мохаммед эль-Биали, старший инспектор Верхнего Египта, присоединились к Бикел и Полин-Грот, чтобы присутствовать при вскрытии саркофага. Внутри обнаружилась тщательно запелёнатая женская мумия, ростом около 1,5 м. Она намертво приклеилась ко дну саркофага и вся почернела под воздействием липкого состава на основе фруктового сиропа, который использовался при бальзамировании.


Саркофаг сделан из сикоморы и декорирован
иероглифическими надписями.

Несмотря на то, что с момента открытия прошло совсем немного времени, гробница уже дала немало ценной информации о жизни похороненной здесь женщины. В момент, когда было сделано это погребение (где-то между 945 и 715 гг. до н.э.), Новое царство давно уже отгремело, и пик могущества и процветания Египта остался позади. Великой пирамиде Гизы было уже 1 500 лет! Нехмес-Бастет жила во время III Переходного Периода, когда Египет был фактически поделен между фараонами, правившими из Таниса, и великими жрецами Амона в Фивах, которые не уступали царской власти в силе и могуществе. «Это был весьма неспокойный период, – отметила Эмили Титер, египтолог и научный сотрудник Восточного Института Чикагского университета. – При её жизни шли постоянные столкновения между враждующими сторонами».

«Примечательно, что погребальный инвентарь даже обеспеченной дамы был довольно прост», – заметила Бикел, сравнивая саркофаг и стелу Нехмес-Бастет с изысканной керамикой, мебелью и жертвенными дарами из более ранних гробниц. Несомненно, её саркофаг был недёшев, однако он был единственным, в то время как в аналогичных погребенияхприсутствуют богато декорированные внутренние саркофаги. По словам Титер, больше узнать о повседневной жизни Нехмес-Бастет можно из многочисленных росписей, текстов, рельефах, высеченных на статуях и стелах её времени. Как певица храма Амона, она могла проживать на территории огромного храмового комплекса Карнака в Фивах, площадь которого превышала 100 гектар. Само имя Нехмес-Бастет, которое в переводе означает «Да сохранит её Бастет», указывает на то, что дама находилась под защитой великой богини-кошки, божественной матери Бастет, покровительницы Нижнего Египта. Тем не менее, певица состояла в клире главного культового центра Амона, царя богов.

Ключевую роль в древнеегипетской религии играла музыка. Как объяснила Титер, считалось, что музыка умиротворяет богов и делает их более благосклонными к молящимся. Нехмес-Бастет была одной из многих певиц и музыкантш, которые участвовали в ритуалах, совершавшихся в святилищах и во дворах храмов. Бикел рассказала, что женщины-жрицы пели, участвовали в мистериях и больших ритуальных процессиях, которые были неотъемлемой частью религиозных празднеств, проходивших несколько раз в год. Основными инструментами, которые использовались жрицами, были систр и менат. Систр представлял собой ручной ударный инструмент, разновидность трещотки; говорили, что его звук напоминал шелест ветра в стеблях папируса. Менат – это особое ритуальное ожерелье из множества нитей, унизанных бусами, которые при сотрясании издавали мелодичный звон. Другие музыканты во время процессий могли использовать барабаны, арфы, лютни, флейты.

«Долгие годы идут споры о том, что же это была за музыка, – продолжила свой рассказ Титер. – Но никаких нотных записей от Древнего Египта не осталось, и мы не можем с уверенностью сказать, как именно египтяне пели или играли на музыкальных инструментах. Некоторые учёные даже предполагают, что их речитативы звучали наподобие современного рэпа», – добавила она. Без сомнения, основной акцент делался на ритме. На изображениях часто можно увидеть людей, отбивающих ритм ногами или ладонями. Тексты гимнов запечатлены на храмовых стенах.

Титер пояснила, что титул «Певица Амона» носили женщины из высшего сословия. Семейные генеалогические древа показывают, что это звание переходило по наследству на протяжении многих поколений. Скорее всего, матери передавали свои знания и мастерство дочерям. «Это была очень почётная должность, – добавила Титер. – Носившие такой титул дамы пользовались уважением в обществе, именно поэтому Нехмес-Бастет была удостоена погребения в Долине Царей».

Как и жрецы, храмовые певицы содержались за счёт доходов от огромных владений Амона по всему Египту. Некоторые жрецы и жрицы служили в храмах лишь несколько месяцев в году, проводя остальное время дома. По словам Титер, у нас не слишком много информации о том, чем занимались дамы, такие как Нехмес-Бастет, в свободное от своих жреческих обязанностей время. Скорее всего, это были традиционные женские дела: ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и поддержка мужей во всех их начинаниях.

Для того чтобы больше узнать о Нехмес-Бастет, Бикел и её команде необходимо было доставить мумию в свою лабораторию. После подготовки саркофага и останков к транспортировке, они были бережно извлечены из погребальной камеры и переправлены на другой берег Нила, в Луксор, для дальнейшего изучения и комплексной реставрации. Гробница была очищена и опечатана, однако, члены команды планируют вернуться туда для архитектурного анализа, который поможет прояснить кое-какие технические детали, связанные со строительством. Найденные тела будут тщательно изучены. Бикел надеется узнать имя или хотя бы титул первого владельца гробницы, жившего во времена 18 династии. В конце этого года или в начале 2013 г. планируется провести компьютерную томографию мумии Нехмес-Бастет.

Предварительный отчёт археологов будет опубликован уже в конце текущего года, однако полный анализ содержимого гробницы может занять до 5 лет. Как ни удивительна была находка погребения Нехмес-Бастет, археологи верят, что это ещё не последнее громкое открытие в Долине царей. В Долине ещё столько укромных уголков и тайных шахт, что всё ещё рано полностью исключать возможность обнаружения новых гробниц».


© Джулиан Смит, автор и редактор рубрики «АРХЕОЛОГИЯ»
© archaeology.org
© Авторизованный перевод: Анастасия Репина
© maat.org.ru


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013