«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Музей Атона откроют в Минье.


Как сообщает египетский еженедельник «Аль Ахрам», на средства, выделенные музеем Ремера и Пелицеуса в Хильдесхайме (Германия), будет завершена подготовка к открытию долгожданного музея Атона в Минье, Верхний Египет.

Видимо, «проклятие фараонов», нависавшее над строящимся музеем, развеется, когда его двери, выходящие к Нилу, распахнутся, наконец, навстречу первым посетителям.

Спустя два года после того, как строительство было заморожено из-за недостатка средств, ожидается скорое возобновление работ, поскольку на этой неделе стало известно, что музей из Хильдесхайма объявил о начале компании по привлечению средств в размере 60 млн. египетских фунтов, необходимых для завершения проекта.

Мухаммед Ибрагим, министр по делам древностей, заявил, что в соответствии с протоколом о дружбе, подписанным между двумя музеями, Хильдесхайм поможет министерству завершить последний этап создания музея Атона путём запуска масштабной кампании по привлечению финансирования.

С 1998 г., когда музей Хильдесхайма предложил дизайн-проект нового музея в качестве подарка египетскому правительству, будущему музею Атона пришлось столкнуться со множеством технических и финансовых проблем.

В 1990 г. ныне покойный архитектор Гамаль Бакри внёс некоторые изменения в проект, чтобы тот соответствовал местных строительным нормам. Одновременно с ним эксперт-музеолог Махмуд Мабрук занимался ландшафтным дизайном территории музея для размещения экспозиции на открытом воздухе и устройства площадок для будущих выставок.

Однако смерть Бакри и перебои с финансированием стали первыми ласточками в череде препятствий, которые постоянно вставали на пути музея Атона. В итоге на выделенной площадке ничего так и не появилось, помимо песка и большой стены по периметру музейной территории. Пятью годами позже рабочие начали закладку фундамента будущего музея, однако очередные проблемы с бюджетом привели к новой задержке, продлившейся до 2002 г., когда главой Высшего Совета по древностям стал Захи Хавасс, сделавший своим приоритетом строительство и реконструкцию египетских национальных и археологических музеев.

Музей Атона был включён в правительственную программу наряду с Великим Египетским музеем на плато Гиза, Национальным музеем Египетской цивилизации в Фустате, музеем крокодилов в Ком Омбо, Суэцким музеем, музеями в Аль-Арише, Сохаге и в Шарм эль-Шейхе, проектом по расширению Луксорского музея – и это ещё далеко не весь славный список.

Хавасс назначил Мабрука и Али Радуана, профессора египтологии Каирского университета, ответственными за сам музей, его экспозицию и выставочную программу.

Музей занимает площадь около 10,5 га. На пяти этажах основного здания, обращённого фасадом к Нилу, расположены 14 галерей, конференц-зал на 800 мест, школа реставрации и музеологии, кафе и книжный магазин.В парке, в экспозиции на открытом воздухе, представлена коллекция копий древнеегипетских памятников, рядом находится пристань для круизных судов.

Абдель Абдель-Сатар, начальник музейного департамента Министерства по делам древностей (MSA), рассказал в интервью газете, что в музее будет выставлена внушительная коллекция памятников времён правления Эхнатона и Нефертити, найденных при раскопках в Ахетатоне – столице фараона-реформатора, расположенной недалеко отсовременной Миньи.

Когда один из самых ярких царей XVIII династии Эхнатон обратился к культу солнечного диска Атона, он оставил древнюю столицу, Фивы, где исторически почитался бог Амон, и ниже по течению Нила основал новый город, названный Ахетатон – «Горизонт Атона». Новая столица была построена в рекордные сроки – между пятым и восьмым годами правления Эхнатона, то есть всего за три года. В наши дни это археологическая зона эль-Амарна, в Среднем Египте.

С целью ускорить строительство большинство построек возводилось из кирпича, а стены затем белились. Важнейшие здания строились из местного камня. В новом городе был царский дворец, храмы Атона, особняки аристократов и все необходимые административные здания, не говоря уже о мастерских и целых кварталах жилых домов для простых людей. Ахетатон – единственный древнеегипетский город, чья изначальная планировка дошла до наших дней, поскольку жители покинули его вскоре после смерти Эхнатона.

В числе экспонатов будут представлены статуи Эхнатона и Неферитити, а также родителей царя: фараона Аменхотепа III и царицы Тейе. Также можно будет увидеть рельефы с изображениями членов царской семьи, поклоняющихся богу Атону.

Несомненный гвоздь экспозиции – глиняные таблички из Амарнского дипломатического архива, найденного археологами в тайнике на территории Ахетатона. Таблички представляют собой официальные послания, написанные клинописью на аккадском языке, который был в то время международным, и содержат массу ценнейших сведений об отношениях Египта с соседними государствами в эпоху XVIII династии.

Некоторые письма были написаны правителями сопредельных территорий, находящихся под протекторатом Египта, и просящих помощи (как правило, материальной) у могущественного соседа. Судя по всему, все эти мелкие князьки считали, что Египет от них отвернулся и бросил на растерзание волкам. Некоторые документы свидетельствуют о том, что Эхнатон поссорился с правителем Митанни, бывшим союзником Египта, и заключил альянс с хеттами. Этот воинственный народ впоследствии отвоевал у митаннийского царства значительную часть территории, не оставив без внимания и соседние земли. Многие мелкие княжества, состоявшие в союзе с Египтом, поднимали восстания против хеттов, умоляя Эхнатона о помощи. Однако, судя по всему, занятый религиозными реформами фараон остался безучастен к их призывам, и хетты забрали не только территории мятежников, но и жизни их правителей.

Экспозиция музея Атона, конечно, не может обойтись без коллекции талататов – блоков песчаника одинакового размера (примерно 27 на 54 см.). Во время правления Эхнатона они применялись для строительства храмов новому верховному богу – Атону – в Карнаке и Ахетатоне. В дальнейшем эти блоки были заново использованы в новых постройках, часто для забутовки, что способствовало их хорошей сохранности.


© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Анастасия Репина
© maat.org.ru


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013