«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


В свете Амарны. Мои впечатления.


Общие впечатления от выставки сугубо позитивные: экспозиция стильная, логичная и очень информативная. К сожалению, фото-и видеосъёмка в залах запрещены, но этот недостаток частично компенсируется прекрасным каталогом.

Экспозиция поделена на несколько логических частей. В самом начале посетителям предлагается краткое знакомство с историей амарнского царского дома, начиная с Тутмоса IV – деда Эхнатона.

Генеалогическое древо семьи оформлено в виде оригинальной колонны, на которой также размещена информация об основных событиях царствований, непосредственно предшествующих эпохе Амарны.

Ключевой экспонат "родительских" витрин – знаменитая деревянная голова царицы Тейе, матери царя-реформатора. Несмотря на свою миниатюрность, этот памятник абсолютно магнетический: неприветливое лицо и жёсткий взгляд царицы, здесь уже зрелой женщины, вдовы заставляет возвращаться к витрине снова и снова. Подозреваю, что этой даме было достаточно лёгкого движения бровей, чтобы придворные, роняя сандалии, наперегонки неслись исполнять её приказания. В отличие от Нефертити, в Тейе нет ничего вневременного и идеального, напротив, это очень земная и очень суровая правительница.

Следующий логический раздел выставки посвящён началу религиозной реформы и основанию Ахетатона. Здесь внимание сразу привлекает прорисовка одной из пограничных стел в натуральную величину, в которую встроен гипсовый слепок фрагмента рельефа. Здесь же можно увидеть редкое изображение Атона в виде сокологолового бога.

Несколько витрин посвящены археологии Ахетатона: здесь можно в деталях изучить план города, посмотреть ролик с Барри Кемпом, рассказывающим о раскопках, изучить прорисовку Большого гимна Атону и его перевод на английский или немецкий язык. Иллюстрациями к археологическому разделу служат большие архитектурные фрагменты зданий из Ахет-Атона: колонна, стелы, фрагменты дверного проёма с иероглифическими надписями, керамика (подлинная и созданная в результате археологических экспериментов). Один из самых красивых экспонатов – знаменитые амарнские полы, покрытые столь искусными и нежными росписями, что на меня они произвели большее впечатление, чем целая картинная галерея по соседству.

Одно из самых ярких впечатлений – это деревянные модели Малого храма Атона и мастерских скульптора Тутмоса. Модели выполнены из фанеры в масштабе 1:50, все детали воспроизведены с истинно немецкой педантичностью. Храм, безусловно, хорош. Однако мастерские впечатляют намного больше, поскольку по книгам, порой, сложно себе представить, насколько обширными они были. Помимо собственно "производственных" помещений, здесь и дом самого Тутмоса, и жилища мастеров рангом помладше, и амбары, и пекарни, и колодцы, и стойла для скота… Помещение, где был найден бюст Нефертити, отмечено специальным значком. Судя по каталогу, немцы вообще увлекаются архитектурным моделированием. Очень жаль, что на выставке представлены только два макета из всех, что запрятаны в запасниках.

Ещё один большой раздел выставки посвящён искусству периода Амарны. В тематических витринах выставлены вещи, иллюстрирующие различные ремесленные производства: металлургическое, кожевенное, гончарное, а также уникальное амарнское стекло. Британский музей даже предоставил для выставки свою знаменитую рыбку.

Очень наглядно иллюстрируют производственный процесс формы для отливки и чеканки изделий из металла и готовые предметы, полученные с их помощью.

Однако самая представительная подборка памятников получилась по скульптуре и фаянсу. "Фаянсовая" витрина, скорее всего, не была бы такой яркой и притягательной без помощи музея Метрополитен. Многие предметы – цветные фаянсовые бусины, инкрустации, подвески – прибыли на выставку именно из его фондов.

Скульптурные памятники, безусловно, доминируют на выставке. Знаменитые маски и портреты из мастерской Тутмоса присутствуют в полном (ну, или почти в полном) составе, а некоторые памятники представлены в виде гипсовых слепков. Но и помимо шедевров Тутмоса посмотреть есть на что. В частности, очень хороша витрина, посвящённая композитным статуям, разные части которых были изготовлены из разных материалов. Виденные тысячу раз на фотографиях ладошки, оказывается, очень маленькие. Здесь же можно проследить процесс изготовления рельефов: от первичной разметки до финальной полировки. Образцы материалов – песчаник, кварцит, известняк и т.п. – также при желании можно посмотреть, правда, искать их придётся в самом дальнем зале. Но дойти дотуда однозначно стоит, так как именно там, в неприметном уголке, запрятан тачскрин с шикарными роликами из реставрационных мастерских.

Логическим завершением амарнской истории служит мини-зал, где представлены, в основном, памятники Тутанхамона – рельефы, надписи, кольца с его именами. Кроме того, здесь можно увидеть фрагмент саркофага Эхнатона, надпись, где упоминается последний, 16-й, год царствования с упоминанием Нефертити, клинописные таблички из амарнского архива и самое интересное – брачное кольцо с именами Эйе и Анхесенамон.

Кульминация выставки – разумеется, бюст Нефертити. No comment – только смотреть.


© Текст: Анастасия Репина
© Фото: Анастасия Репина, Violetta Sanchez
© maat.org.ru


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013