«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Тайна саркофага Мернептаха.



На крышке второго саркофага высечен портрет Мернептаха, который первоначально
был полностью скрыт стенками и крышкой внешнего саркофага.

Самый большой древнеегипетский саркофаг, сделанный из красного гранита, был найден в одной из гробниц в Долине Царей и изначально предназначался для Мернептаха, фараона-воителя, одержавшего блестящую победу над ливийцами и народами моря. Он также предпринял военный поход в Левант, где, помимо прочих, поработил некое племя, именовавшееся «Израиль», именно при Мернептахе этот народ впервые упоминается в истории.


Мумия Мернептаха была помещена в четыре
саркофага, которые вкладывались один в другой.
После того, как более 3000 лет назад его гробница
была разграблена, тело царя было перезахоронено,
а два его внешних саркофага оказались разбиты
(General Antiquites Egyptiennes du Musee du Caire:
The Royal Mummies Le Caire, 1912).

После смерти мумию фараона поместили в четыре каменных саркофага, вставленных друг в друга.

Сейчас целая группа археологов пытается реконструировать огромный внешний саркофаг, разбитый на куски более 3000 лет назад. Его размеры – 4х2,3х2,5 метров – поражают даже специалистов. Некогда саркофаг был расписан, а его крышка, к счастью, сохранилась нетронутой.

«Насколько мне известно, это самый большой из царских саркофагов», – уверен Эдвин Брок, директор проекта и научный сотрудник Королевского музея Онтарио в Торонто.

Брок считает, что саркофаги могли поместить в гробницу уже вложенными один в другой и с царской мумией внутри.

Отверстия при входе в погребальную шахту свидетельствуют об использовании подъёмной системы из балок, блоков и верёвок, при помощи которой саркофаги были помещены в погребальную камеру. Когда рабочие вошли в погребальную камеру, то выяснилось, что саркофаги не пролезают в двери. Так что пришлось сначала расширять дверной проём, а затем возвращать его к первоначальному виду.

«Мне всегда любопытно было узнать, какими репликами обменивались строители гробницы и люди из каменоломен», – признался Брок во время своей презентации на египтологическом симпозиуме в Торонто. «Это исследование выявило множество любопытных мелочей, которые делают древних египтян несколько более приземлёнными и менее богоподобными, чем мы привыкли считать».

При первом исследовании обломков из гробницы Мернептаха в 1980-х, Брок обнаружил, что каменные обломки просто свалены в кучу боковой камере. Даже из имевшихся фрагментов удалось сложить всего треть гигантского ящика, а значит, остальное археологам предстояло реконструировать.


Археолог Лайла Пинч Брок занимается реконструкцией
огромного внешнего саркофага Мернептаха.

Проект Брока получил новое дыхание с началом в марте 2011 г. масштабной реконструкции, проводимой совместно с Королевским музеем Онтарио (гробница Мернептаха была недавно открыта для посещения).

Учёных удивляет не только непомерная величина саркофага, но и сам факт использования четырёх каменных саркофагов.

«Уникальность Мернептаха в том, что он запасся четырьмя каменными саркофагами для своей мумии», – отметил Брок во время своей презентации.

Под внешним саркофагом находился второй, также выполненный из гранита. На его овальной крышке, сделанной в форме картуша, было высечено рельефное изображение усопшего фараона. Третий саркофаг был позднее узурпирован другим правителем – Псусеннисом I. Четвёртый, самый внутренний, гроб был из выполнен из высококачественного известняка, и именно в нём некогда покоилась мумия царя.

От внутреннего саркофага до нас дошли только отдельные фрагменты, а мумия была перезахоронена ещё в древности, после того, как гробница была опустошена грабителями. Два внешних саркофага были разбиты позднее и не столько ради ценного камня, сколько в попытках добраться до третьего саркофага, который в итоге достался Псусеннису.

Для разрушения внешнего саркофага использовались огонь, вода и долеритовые шары.


Изображение пятого часа ночи из книги «Амдуат»,
иллюстрирующее пребывание солнечной ладьи в пещере бога Сокара.

По словам Брока, подпалины, трещины, круглые вмятины на различных частях саркофага, как внутри, так и снаружи, указывают на то, что камень нагревали, а затем резко охлаждали водой, чтобы уменьшить прочность гранита. Есть также свидетельства использования долеритовых инструментов.

До сих пор неясно, зачем Мернептаху понадобился такой большой саркофаг. Другие фараоны также использовали по нескольку саркофагов, но ни один из них не мог соперничать по размеру с мега- ящиком Мернептаха.

Брок указывает на то, что отец и дед Мернептаха – Рамсес II и Сети I – также питали пристрастие к саркофагам из белого известняка.

Возможно, что ключ к разгадке тайны четырёх каменных гробов Мернептаха кроется в изображениях на их поверхности. Здесь представлены сцены из «Книги Врат» и книги «Амдуат», которые описывают ночной путь солнечной ладьи. Обе книги делятся на 12 секций, соответствующих 12 часам ночи.


© livescience.com
© Авторизованный перевод: Анастасия Репина
© maat.org.ru


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013