«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта




Рассылки Subscribe.Ru
Новости египтологии


Тутмос, царица Нефертити и гробница художника.


Найденный 6 декабря 1912 года германскими археологами, поразительный скульптурный портрет царицы Нефертити хранится с тех пор в собрании Египетского музея в Берлине. Объёмный образ, воплощённый в известняке и ставший одним из главных шедевров в истории мирового искусства, невероятно современен. Порой не верится, что со времени его создания прошло около трёх с половиной тысячелетий. Людвиг Борхардт, директор германской археологической миссии, обнаружил свою главную находку в мастерской скульптора, расположенной в самом сердце Ахетатона (эль-Амарны) – столицы фараона Эхнатона. Мастерская, судя по упоминанию на одном из найденных во время раскопок предмете, принадлежала некоему скульптору Тутмосу, которого Нефертити прославила на века.


Ален Зиви в гробнице Майи, кормилицы Тутанхамона.

К столетию со дня находки шедевра Берлин подготовил великолепную выставку «В свете Амарны». Франция не осталась в стороне. На днях публика, интересующаяся наследием Древнего Египта, была поражена сенсационной книгой египтолога Алена Зиви, директора египетской миссии Национального центра научных исследований (CNRS). Зиви выступил с гипотезой, что найденная его миссией гробница в Саккаре, в секторе Нового царства этого великого некрополя, принадлежит не кому иному, как самому Тутмосу, чьё имя найдено в Ахетатоне.

Команда Зиви открыла эту гробницу 24 ноября 1996 года. Она расположена по соседству с другой, которую с большой долей вероятности приписывают старшей дочери Эхнатона и Нефертити, принцессе Меритатон. Когда начались исследования гробницы Тутмоса, в которых приняло участие 26 человек, из которых 6 – французы, а остальные – египтяне, стало понятно, что «несмотря на многочисленные повреждения и протечки, нанёсшие ущерб декорировке, владелец гробницы был очень уважаемым художником». «Он был придворным – продолжает Зиви, – так как его гробница была создана очень близко к гробнице принцессы Меритатон. Он был богат, как свидетельствуют многочисленные браслеты, ожерелья и предметы роскоши, изображённые на росписях в гробнице. Он стоял во главе крупной художественной мастерской, которая, судя по изображениям его отца и детей, была семейной – все они работали на строительстве гробниц в Долине царей».


Художник Тутмос с супругой. Прорисовка росписи из его гробницы.

Поразительно, но Тутмос сам выполнил значительную часть росписей и рельефов в своей гробнице, изобразив себя самого держащим в руках палетку с более чем двадцатью красками. Это один из древнейших автопортретов в истории. Более того, в заключительной части декорированных помещений он изобразил двойной саркофаг – возможно, в знак любви или памяти о своей супруге, – причём сам саркофаг с двумя масками изображён анфас!».

Для Алена Зиви речь идёт в данном случае о страсти художника к трёхмерным изображениям. «Тутмос пришёл к этому позже, когда создавал портрет Нефертити, – говорит Зиви. – Иероглифическую надпись с его титулом можно перевести как «начальник рисовальщиков контуров», хотя речь идёт, прежде всего, о художниках. Наиболее способные из них могли быть резчиками, создателями скульптурных моделей и даже скульпторами. Тутмос, погребённый в Саккаре, следовательно, был художником, задачей которого, помимо других, было магическое "оживление" скульптур посредством росписи, которую египтяне считали, прежде всего, ритуалом, дарующим изображённому новую жизнь.


Иниуйу, супруга художника Тутмоса, написанная им самим.

Понятно, что Саккара – главный некрополь Мемфиса, расположенный в 35 км к юго-западу от Каира, находится на значительном расстоянии от скульптурных мастерских Ахетатона. Приблизительно в 350 километрах. Однако, это совершенно не смущает Зиви: «В эту сложную эпоху художники перемещались по стране. Тутмос, скорее всего, последовал за царской семьёй, переехавшей в новую столицу, эль-Амарну, а затем, после смерти Эхнатона и краха города, последовал за принцессой Меритатон в Мемфис, где и нашёл своё последнее пристанище».

Ещё один важный и очень материальный момент, связывающий бюст Нефертити и обладателя гробницы: по предварительным данным, полученным из материалов гробницы Тутмоса химиком CNRS Филиппом Вальтером, химический состав красок, использованных художником для декорировки гробницы чрезвычайно близок к пигментам, которыми расписан скульптурный портрет царицы. Возможно, мы наконец-то сможем не только произнести имя того, кто создал Нефертити, но и посмотреть на его лицо, запечатлённое на стене гробницы.


© Le Figaro
© hypogees.org
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин
© maat.org.ru


Назад в раздел новостей

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013