«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

Памятник месяца (03.2003)
Рельеф с изображением богини Маат

Флоренция, Национальный
археологический музей (2469)
Из гробницы Сети I.
Известняк, полихромная роспись.
Высота 74 см, ширина 47 см.
XIX династия, 13 в. до н. э.

Великолепный рельеф с изображением Маат — богини истины, справедливости, вселенской гармонии, божественного установления и этических норм, поступил в Национальный археологический музей Флоренции вместе с другими памятниками древнеегипетского искусства, вывезенными из Египта в 1828 — 1829 гг во время знаменитой Франко-Тосканской экспедиции, которую возглавлял Ж. — Ф. Шампольон.

Уникальная коллекция, прибыв в Европу, пополнила собрания музеев Италии и Франции. Среди шедевров древнего искусства были и фрагменты рельефов из знаменитой гробницы фараона Сети I в Долине царей: две плиты с изображением царя перед богиней Хатхор (одна хранится во Флоренции, другая — в Лувре) и небольшой блок с изображением богини Маат.

Фрагмент рельефа, отличающийся характерным для царствования Сети I высоким уровнем скульптурного искусства, прекрасно сохранил свою исконную полихромную раскраску. Маат изображена в виде женщины в широком ожерелье усех и массивном парике, украшенным страусиным пером — распространенным атрибутом богини.


Ладья богини Хатхор. Расписанный рельеф на стене погребальной камеры
гробницы Сети I в Долине царей

В египетском мировоззрении Маат, являясь одной из наиболее почитаемых и значимых богинь, символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила ее последовать за своим отцом Ра на небеса.

Принцип, заключенный в образе Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки.

Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников. Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, «Книга Коровы» упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат.


Исида. Расписанный рельеф на стене погребальной камеры
гробницы Сети I в Долине царей

Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, ее культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Мединэ.

Культ Маат засвидетельствован еще с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества, супруга Птаха или Тота. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат — пчела, посвященный богине и ее солнечному отцу материал — воск.

Титул «жрец Маат» носил чати — великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого ее статуэтка или эмблема — страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, ее изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)». Имя богини входило в большое число теофорных имен, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации.
  

Публикация

Ions V. The World Mythology. — London, 1994, p. 21.
  

О категории и богине Маат

Teeter E. Multiple Feathers and Maat. // BES 7 (1985 — 1986), pp. 43 — 52.
Tobin V. A. Maaat and Sikn: some comparative considerations of Egyptian and Greek thought. // JARCE 24 (1987), pp. 113 — 21.
Teeter E. The presentation of Maat: the iconography and theology of an ancient Egyptian offering ritual. — Chicago, 1990.
Assmann J. Maat: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Agypten. — Munich, 1990.

  
В рубрику «Памятник месяца»
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013