«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Памятник месяца (02.2007)

Статуя царицы Меритамон.


Каир, Египетский музей (inv. JE 31413).
Известняк, роспись. Выс. 75 см.
XIX династия, 13 в. до н.э.

Этот удивительный скульптурный портрет часто называли «белой царицей», «царицей с менатом» или же, ввиду отсутствия имени, «супругой Рамсеса II». Памятник был обнаружен Флиндерсом Питри в 1896 году в Фивах, в “святилище цариц”, расположенном к северо-западу от Рамессеума.
Идентифицировать изображённую удалось только в 1981 году, когда при строительстве здания почты недалеко от руин древнего города Ахмима в Верхнем Египте было обнаружено почти идентичное скульптурное изображение царицы, только колоссальных размеров – около семи метров в высоту. Колосс некогда стоял рядом с огромной статуей Рамсеса II; на нём сохранились точно такие же титулы, как и на фрагменте статуи царицы из Каира, а также и её имя.

Оказалось, что речь идёт о Меритамон, одной из старших дочерей Рамсеса Великого, которая получила статус “великой супруги царской” после смерти своей матери, знаменитой царицы Нефертари. Поразительная грация, тончайшая моделировка лица, едва заметная улыбка и прекрасно сохранившаяся полихромная роспись позволяют назвать этот памятник одним из шедевров искусства эпохи Рамессидов.

На голове царицы – классический трёхчастный парик, состоящий из локонов тёмно-голубого цвета, ассоциировавшегося с волосами божеств. Парик стянут на голове двойной лентой, на которой укреплены два священных урея в коронах Верхнего и Нижнего Египта. На парике царицы установлен модиус – корона из кобр, увенчанных солнечными дисками; на модиусе некогда была характерная для цариц этого времени высокая корона, состоявшая из массивного солнечного диска и соколиных перьев. В ушах царицы – серьги, имитирующие своей формой солнечные диски, на груди – широкое ожерелье “усех”, несколько рядов которого состоят из имитаций бусин в форме знака красоты “нефер”. В левой руке царица держит ожерелье “менат”, посвящённое богине Хатхор, состоящее из множества низок бусин, укреплённых на массивном противовесе с ликом богини Хатхор. Царица была изображена художником как верховная жрица; надпись на опорном столбе статуи называет её «великой (жрицей) хенеретет, играющей систром перед Мут, менатом – перед Хатхор, танцующей перед Хором».

Меритамон принадлежала к числу старших детей Рамсеса II и Нефертари вместе с наследным принцем Аменхерхепешефом, а также сёстрами – Бакетмут и Нефертари II. Скорее всего, они появились на свет ещё до официальной коронации своего отца. Памятники, изображающие Меритамон сначала как принцессу, а затем уже как царицу, многочисленны. Как “певица Хатхор” она предстаёт на пилоне Луксорского храма, как жрица Амона – во многих других храмах. Видимо, Меритамон каким-то особенным образом была связана с различными аспектами культа богини-матери, так как её статуи были найдены не только в Ахмиме, городе, из которого, по-видимому, произошла её мать Нефертари, но и в Бубастисе, на территории храма богини Бастет, и в Саисе, в “обители Нейт”. На одной стеле из Дейр эль-Мединэ Меритамон изображена во время ритуала почитания царей-предков, что вновь наводит на мысли об исключительном религиозном статусе этой дочери Рамсеса II.


Ахмим. Колоссальная статуя
Меритамон в храме Мина. Известняк.

Надпись на колоссе из Ахмима называет Меритамон «той, чей лоб умиротворён уреем, возлюбленной господином своим, главой (гарема Амона)-Ра, играющей систром для Мут, играющей менатом для Хатхор, певицей Атума, дочерью царской, царём любимой…» «Она – та, – продолжает текст, – чьё лицо ослепительно, превосходная во дворце, возлюбленная Владыкой Обеих земель, та, что находится рядом с Его Величеством, подобно тому, как Сириус – рядом с Орионом. Умиротворяются тем, что она говорит, когда открывает она свои уста, чтобы возрадовать Владыку Обеих земель, она – дочь царская во дворце господина празднеств…»

Очень вероятно, что помимо своих ритуальных функций между 24-м и 26-м годами правления Рамсеса II она, как и её сестра Бентанат (дочь царицы Исетнефрет), всё-таки стала супругой отца, по крайней мере, номинально, как воплощение Хатхор рядом с воплощением Хора. У ног Рамсеса изображена она на царских колоссах в Танисе и в Луксоре. О том, что брак был номинальным, говорит ещё и тот факт, что нет никаких упоминаний о детях Рамсеса и Меритамон.

Царица умерла рано, накануне 53-го года правления Рамсеса II. Её гробница находится в Долине цариц (QV68), неподалёку от гробницы её матери. Роскошная декорировка гробницы, открытой ещё с древности, была очень сильно повреждена коптскими вандалами. В погребальной камере ещё Ж.-Ф. Шампольон видел красивый саркофаг из розового гранита, надписанный именами и титулами царицы. Его фрагмент был перемещен К. Лепсиусом в Берлин. В 1971-1972 гг. о забытой гробнице царицы вспомнили: в результате расчистки были найдены фрагменты каноп, две деревянные ушебти и поразительно тонкие локоны парика, выполненные из фаянса, – всё, что осталось от деревянного антропоморфного саркофага Меритамон.


Публикации:

Saleh M., Sourouzian H. The Egyptian Museum Cairo: Official Catalogue. Mainz, 1967, cat. 208.
Leblanc Ch. Nefertari, «L'aimée-de-Mout». Épouses, filles et fils de Ramsès II. Paris, 1999, p. 246f.


В рубрику «Памятник месяца»

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013