«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Памятник месяца (01.2012)

«Книга Фаюма».


Балтимор, Музей Уолтерса (inv. W 738).
Папирус, краска. Выс. 27-31,8 см.
Эпоха Птолемеев, 3-2 вв. до н.э.

«Книга Фаюма» – это современное название текста, который описывает Фаюмский оазис как мифологический центр вселенной и место её сотворения. Текст был написан в эпоху Птолемеев, возможно, в храме Себека – бога-крокодила, почитавшегося в Шедет – главном городе оазиса, и, скорее всего, основывается на более ранних источниках. «Книга» известна по двум свиткам с иероглифическим текстом и виньетками (один – в Бэлтиморе, второй – частично хранится в Каире – т.н. «Булакский папирус», частично – в библиотеке Моргана в Нью-Йорке). Помимо иероглифической версии текста, он также известен в иератическом списке, происходящем из города Тебтюниса. Сохранилась версия «Книги» и в храме Себека и Хорура в Ком Омбо, вырезанная, вместе с иллюстрациями, на одной из стен. Это значительное число сохранившихся копий свидетельствует о значимости текста для египетской религиозной традиции греко-римского времени.

На иллюстрациях к «Книге Фаюма» представлены главные божества этого региона; сопутствующие надписи называют их имена и указывают их культовые центры в оазисе. Текст разделён на секции, помеченные номерами демотическим письмом. Копия из музея Уолтерса содержит части 4-23 произведения. Начало, увы, утрачен и в папирус, который читается слева направо, начинается с изображения «Канала великого потока», вероятно того самого рукотворного ответвления от Нильского русла, соединяющего реку с озером Фаюм, которое мы знаем сегодня как Бахр Юсеф. С этой водной артерией папирус отождествляет богиню Мехетурет – «великую пловчиху», которая предстаёт в традиционном облике коровы, олицетворяя половодье реки и силу богини-матери.

Удлинённый овал занимает центральную часть папируса. Внутри овала изображены важнейшие божества «земли озера». Этот овал – и есть символическое изображение озера в центре Фаюма; верхний и нижний регистры изображений, помещённые над и под овалом – это берега озера, на которых восседают различные божества сорока двух номов Египта, который предстаёт, таким образом, как периферия Фаюма – центра сотворённого мира.

Главное божество озера – это великий Себек-Ра и связанные с ним божественные сущности. Себек издревле почитался в Египте как владыка речных вод, прибрежных зарослей, плодородия и рыбной ловли. Как предвечный творец он отождествлён в тексте с солнечным Ра.

Изображения в овале разделены на три подгруппы, начинающиеся справа. Первые виньетки связаны с концепцией трансофрмации солнечного божества и его объединением с Осирисом в предвечное божество: на первой виньетке предстаёт Амон-Ра-Себек – с львиным телом, хвостом крокодила и головой овна, увенчанной солярной короной ‘хемхемет’. Далее изображена мумия Осириса-Себека-Ра в своей гробнице. Голова коровы – священного животного богини Шедет – воплощения регенеративных сил оазиса – с солнечным диском между рогами символизирует собой материнскую утробу, в которой происходит таинство трансформации: текст именует её «Великая, которая никому не ведома». Четвёртая сцена секции – это вновь богиня Шедет, стоящая перед змеем, поднявшимся на своём хвосте – воплощением бога-творца Атума. За змеем изображены ноги Осириса, символизирующие его возрождение в благодатных водах озера и Нильского паводка.

Вторая подгруппа изображений состоит из шести сцен. Первые три повёрнуты налево, вторые три – направо. Главная тема этих виньеток – сотворение мира. Первой здесь выступает небесная корова, которую поддерживает на своих руках Шу – бог воздуха; под её выменем сидит на троне Ра-Хорахте, которого она вскормит своим молоком, дающим бессмертие. Следующая фигура, самая массивная – это великий предвечный творец Себек-Ра, изображение которого сопровождается энигматической надписью, судя по всему, связанной с тайной творения и вечностью. Жертвенный сосуд под передними лапами крокодила и предвечный холм земли – под задними говорят о ритуалах в честь божества, творящего вселенную. Далее следует синкретическое существо с головой овна, увенчанной уреем, телом в форме фаллоса и крокодильим хвостом. Это божественное существо изображено перед богиней, в иконографии которой сочетаются отдельные части тела гиппопотама, львицы и коровы. Она – великая предвечная мать, ожидающая оплодотворения от Себека-Ра, который одновременно является и отцом и сыном, а значит – приходит в мир самосотворённым. Последние две фигуры подгруппы следуют за богиней-матерью: это бог-младенец с телом павиана и головой овна с кобрами власти в руках и стоящая богиня в облике гиппопотама с крокодилом на спине, которую текст называет «Нейт, великая, защитница сына своего».

В последней подгруппе фигуры обращены налево. Они продолжают тему трансформации солнечного божества, вскормленного великой матерью. Это солнечный бог в облике человека с головой кота, ложе в виде матери-львицы из туловища которой является Себек-Ра, мужская фигура с головой овна, с уреями в руках, которая. Скорее всего, изображает Амона-Ра – новое солнце, которое на последнем изображении предстаёт в облике младенца на спине коровы Мехетурет – «великой пловчихи».

Ещё одна часть свитка, крайне плохо сохранившаяся и не представленная на иллюстрациях, содержит перечень важнейших священных мест Фаюма: это Шедет (Крокодилополь), Ра-сехуи и место, где растёт «древо акации богини Нейт». Здесь вновь изображено озеро Фаюма, которое предстаёт как подворье храма Себека в Шедет и, одновременно, место регенерации Ра, Осириса, Хора и царя, который, таким образом, выступает в роли хранителя тайн и святынь «земли озера».


Публикация:

Schulz R., Seidel M. Egyptian Art. The Walters Art Museum. Baltimore, 2009. Pp. 158-161.


В рубрику «Памятник месяца»

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013