«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Памятник месяца (03.2012)

Крышка саркофага царицы Яххотеп II.


Каир, Египетский музей (inv. CG 28501).
Дерево, позолота. Выс. 216 см., шир. 70 см.
XVIII династия, 16 в. до н.э.

В феврале 1859 года рабочие выдающегося французского археолога Огюста Мариетта, работавшего в некрополе Дра Абу эль-Нега (Фивы), обнаружили массивный позолоченный саркофаг царицы, жившей в самом начале XVIII династии.


Драгоценности и предметы погребального инвентаря,
найденные на мумии Яххотеп. Каир, Египетский музей

Погребение не было потревожено в древности: рядом с саркофагом были найдены канопы с внутренними органами умершей, другие элементы погребального инвентаря. Предметы, найденные как рядом с саркофагом, так и на мумии, внутри, были выполнены преимущественно из золота и несли на себе имена великих царей-освободителей, избавивших Египет от владычества гиксосов: Камеса и Яхмеса I. Увы, Мариетта в это время не было на раскопе, а потому находка не была полноценно задокументирована. Саркофаг и его содержимое отвезли к губернатору провинции Кена, к которой тогда относился Луксор, который, в свою очередь, попросту выкинул мумию царицы, распеленав её и изъяв драгоценные амулеты и украшения.

Найденный саркофаг принадлежал царице Яххотеп II – тёзке знаменитой правительницы, матери Яхмеса I, основавшего XVIII династию. Саркофаг Яххотеп I был найден в тайнике в Дейр эль-Бахри и, судя по стилю, был выполнен позже, чем поразительный саркофаг из Дра Абу эль-Нега. Главная проблема, мешающая отождествить цариц (если предположить, что один из саркофагов был сделан дополнительно) – это отсутствие на саркофаге Яххотеп II очень важного титула «мать царя». Возможно, царица из Дра Абу эль-Нега была главной супругой царя Камеса. Впрочем, гипотеза, что Яххотеп I и Яххотеп II – одно и та же царица, чья мумия была перезахоронена в более раннем саркофаге, также высказывается достаточно часто.

Надписи на саркофаге и на других памятниках царицы включают в себя иероглифический знак ях – ‘луна’, выписанный в той форме, которая не встречается позже 22 года правления Яхмеса I, что позволяет достаточно точно датировать погребение предшествующей эпохой.

Лицо царицы выполнено с большим искусством и в значительной мере стилизовано. Оно кажется миниатюрным в обрамлении огромного парика, завершающегося хаторическими буклями на груди и украшенного уреем, который, увы, не дошёл до нашего времени и, скорее всего, был украден рабочими во время раскопок. Удлинённые, выпуклые глаза царицы инкрустированы обсидианом и известняком, подведены косметической линией из синего стекла. Тело царицы крышка саркофага практически не передаёт, оно изображено условно, а вся поверхность крышки покрыта орнаментом риши – перьями крыльев богинь-охранительниц – который был особенно популярен в годы правления XVII династии. На груди царицы изображено широкое ожерелье усех, а также гриф и кобра – воплощения Нехбет и Уаджит – богинь-покровительниц Верхнего и Нижнего Египта.

Осирис – владыка иного мира и податель бессмертия упоминается в заупокойной формуле, начертанной на крышке: «жертва, которую даёт царь Птаху-Сокару-Осирису, владыке Буто, владыке Абидоса и Хатхор, владычице Афродитополя, чтобы даровал он приношения хлеба, пива, мяса, птицы и всякой чистой вещи, которой живёт бог, все прекрасные продукты Земли возлюбленной (т.е. Египта) и всяческие дары, те, что с алтаря Осириса для Ка великой супруги царской, воссоединяющейся с Белой короной, Яххотеп, да живёт она вечно!».


Публикация:

Hornung E., Bryan B. (eds.) The Quest for Immortality. Treasures of Ancient Egypt. Washington, 2002, cat. 25.


В рубрику «Памятник месяца»

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013