«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Памятник месяца (04.2012)

Статуя Аменердис.


Каир, Египетский музей (inv. JE 3420).
Алебастр, базальт. Выс. 170 см.
XXV династия, 8 в. до н.э.

Великая жрица Аменердис I была дочерью Кашты, правителя нубийского царства со столицей в городе Напата, расположенной у подножия священной горы Гебель Баркал, которому удалось подчинить себе южные области Египта и Фивы. Во время правления его сына Пианхи «супруга бога» – верховная жрица Карнакского храма Амона Шепенупет I, связанная родственными узами с правителями поверженной XXIII династии, была вынуждена признать Аменердис своей преемницей на посту главы клира храма Амона. Став «супругой бога», Аменердис, в свою очередь, назвала преемницей Шепенупет II – дочь своего брата Пианхи, которому удалось подчинить себе весь Египет после противостояния с царём XXIV династии Бакенренефом. Власть Аменердис только увеличилась, когда на престол после Пианхи взошёл его брат Шабака.


Первая фотография статуи Аменердис
после того, как она была перевезена в Каир.
Из архива Булакского музея.

Статуя из собрания Египетского музея в Каире – самое знаменитое изображение Аменердис. Она была найдена в 1858 году выдающимся египтологом Огюстом Мариеттом в небольшой часовне, расположенной в массиве стены храма Монту в Карнаке. Памятник восхитил Мариетта и вдохновил его на создание образа гордой царской дочери Амнерис в сценарии для оперы ‘Аида’, который Мариетт готовил для композитора Джузеппе Верди.

Аменердис изображена величественной и прекрасной, в костюме великих жриц Карнака, который восходит непосредственно к одеяниям супруг фараонов Нового царства. На её голове – массивный трёхчастный парик с крупными, отсечёнными локонами, поверх которого находится стилизованное изображение грифа богини Мут – убор, называвшийся ‘нерет’. Голова грифа на лбу Аменердис фланкирована с двух сторон уреями. Поверх парика и убора ‘нерет’ на голове жрицы – модиус, круглая корона, состоящая из фигур поднявшихся кобр, в которой некогда был установлен высокий убор из перьев и рогов газели, ассоциирующий изображённую с Сепедет – звездой Сириус.

На теле жрицы изображены украшения: изящные браслеты на запястьях и щиколотках, ожерелье с небольшими фигурами бога Амона и его супруги Мут. В ушах жрицы – круглые серьги, символизирующие солнечные диски. В левой руке она держит скипетр высшей власти царицы хетес, а в правой – ритуальное ожерелье менат. Лицо Аменердис сосредоточено и серьёзно, здесь нет улыбки играющей на губах, которая была так характерна для статуй царских супруг и дочерей в Новом царстве. Одновременно, лицо жрицы – египетское, в нём нет ни намека на нубийское происхождение «супруги бога». Несмотря на превосходный уровень исполнения статуи, Аменердис кажется неприступной и холодной, лишённой человеческих чувств.

Имена Аменердис вырезаны на основании статуи. Жрица названа в надписи «возлюбленной Осирисом Небанхом» – ипостасью Осириса, которой была посвящена часовня, где Мариетт нашёл памятник. Надписи есть и на базальтовом постаменте, на котором был установлен скульптурный образ великой жрицы: здесь сохранились строки молитвы, обращённой к Амону Карнакскому и Монту, владыке Фив. В 6 в. до н.э., когда при Псамметихе II нубийская династия была изгнана из Египта, а на престоле воцарились фараоны египетской крови, из надписей на постаменте и на опорном столбе статуи были вырезаны имена Кашты и Пианхи – отца и брата Аменердис; имя самой хранительницы тайн Карнака было оставлено неприкосновенным.


Публикация:

Saleh M., Sourouzian H. The Egyptian Museum Cairo. Official Catalogue. Mainz, 1987, cat. 244.


В рубрику «Памятник месяца»

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013