«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Памятник месяца (07.2012)

Заупокойная стела.


Нью-Йорк, Бруклинский музей (inv. 71.37.2).
Известняк, роспись, золочение. Выс. 37,5 см.
Птолемеи, II-I вв. до н.э.

Стела из собрания Бруклинского музея выполнена в классическом египетском стиле, несмотря на то, что она была выполнена для заказчика поздно – в эпоху владычества Птолемеев. На основании стилистических критериев она может быть датирована 150-75 гг. до н.э. Верхний регистр изображения на памятнике занимает изогнутое изображение небесного свода, под которым парит крылатый солнечный диск – символ Хора Бехдетского – небесного божества, охранника Солнца и вселенского миропорядка. От солнечного диска спускаются вниз два урея, увенчанные геральдическими коронами Верхнего и Нижнего Египта. Завершают композицию две фигуры лежащего бога Анубиса, держащего меж передних лап ритуальный скипетр хереп.

В центре среднего регистра изображён умерший – Пахаес, сидящий на сложном низком стуле. За ним стоит его мать, Несихор, которая, судя по всему, была жрицей: она держит в правой руке систр, левой касаясь плеча умершего сына. Перед Пахаесом стоит его старший сын, который исполняя обязанности жреца заупокойного культа сем, возжигает ладан в ритуальной курильнице над жертвенником, наполненным обильными приношениями, а также совершает возлияние водой. Провизия, сложенная на жертвеннике, украшена цветком водяной лилии, которая издревле считалась в Египте цветком возрождения.

Любопытная особенность стелы – это миниатюрная фигурка бога Осириса с символом вечной жизни анхом в руках, которая находится на коленях умершего Пахаеса. Это изображение восходит к многочисленным формам отражения в искусстве личного благочестия, когда умершего изображали с наосом, внутри которого находится статуя божества, либо с образом божества, который человек держит в руках. Стиль намеренной архаизации, в котором выполнена стела, включая необычное для эпохи Птолемеев изображение Осириса, свидетельствует о благочестии и религиозности семьи умершего, в которой чтились каноны древней религии Египта фараонов в эпоху быстрой деградации древнеегипетской традиционной культуры и искусства.

Члены семьи Пахаеса также известны по двум другим памятникам, происходящим из фиванского региона, из храмового комплекса в Мединет Абу.


Публикация:

Fazzini R. Images for Eternity. Egyptian Art from Berkeley and Brooklyn. New York, 1975, cat. 109.


В рубрику «Памятник месяца»

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013