«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Памятник месяца (01.2013)

Обожествлённый Аменхотеп I.


Лондон, Британский музей (inv. EA 37993).
Гипс, роспись. Выс. (max) 43,5 см., шир. (max) 21,6 см.
XX династия, 12 в. до н.э.

Фрагмент росписи с изображением царя Аменхотепа I был приобретён Британским музеем у известного путешественника и художника Роберта Хэя, который, в свою очередь, привёз памятник из Египта в Лондон в 1868 году. На зарисовках Хэя сохранилась вся сцена, частью которой некогда являлся этот фрагмент: вельможа Кинебу был изображён на ней приносящим жертвы обожествлённым покровителям фиванского некрополя – Аменхотепу I и его матери Яхмес-Нефертари, позади которых находился окутанный пеленами столб джед – символ незыблемости и воплощение Осириса.

Увы, почти вся фиванская гробница Кинебу, современника фараона Рамсеса VIII была уничтожена ранними путешественниками и искателями древностей, которые отслаивали красочный слой со стен усыпальницы, распиливали его на части и продавали в европейские частные коллекции. Только в собрании Британского музея хранятся три фрагмента росписи из этой гробницы, есть они и в других музеях Европы.


Царица Яхмес-Нефертари.
Фрагмент росписи из гробницы Кинебу.
Британский музей (inv. EA 37994).

Для фиванцев 12 века до н.э., царь Аменхотеп I был почитаемым образцом благочестивого и идеального правителя. Его культ процветал в некрополе несмотря на то, что между его правлением и временем, когда жил Кинебу прошло около четырёх веков. Вместе со своей матерью – царицей Яхмес Нефертари, при которой особого расцвета достиг институт женского жречества в Фивах, Аменхотеп I в эпоху Рамессидов был центральной фигурой сложного ритуала почитания умерших предков, от благополучия которых зависели жизненные силы живых потомков.

Царь изображён в одеянии, характерном для поздних форм своего культа: на нём короткий парик ‘ибес’, увенчанный диадемой ‘сешед’, поверх которого виден фрагмент массивной солярной короны. На теле царя – перевязь и пышное плиссированное опоясание, поверх которого надет драгоценный золотой передник. В руках царя – скипетр высшей власти ‘хекет’ и ‘уадж’ – стебель папируса, который является символом процветания, молодости и вечного возрождения жизни.

Перед фигурой царя видны цветы водяной лилии и листья плюща, которые некогда были изображены на стоящем перед ним жертвеннике. Эта важная деталь подчёркивает, что перед нами не изображение живого царя, а образ его культовой статуи, помещённой в наос, перед которым, судя по наброску Хэя, был изображён преклонившим колени Кинебу.


Публикации:

PM I Part 1: p. 231, многие другие.


В рубрику «Памятник месяца»

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013