«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

«Реставрация вечности»
«Восточная коллекция»
Журнал для всех, кому интересен Восток.
Весна 2004 № 1 (16)

Статья Виктора Солкина и Владимира Ларченко посвящена сфинксам Аменхотепа III в Санкт-Петербурге и их реставрации, осуществленной при поддержке Ассоциации в 2002 году.

Цель статьи, опубликованной в лучшем российском востоковедческом журнале, была не простой: для того, чтобы понять место сфинксов в египетском искусстве XIV в. до н. э., в материале были использованы уникальные данные о раскопках в храме Аменхотепа III в Фивах. Редчайшие иллюстрации, впервые представленные не только российскому, но и зарубежному читателю, — это разбитые сфинксы и фрагменты царских колоссов, полихромные рельефы и статуи богини Сехмет, недавно найденная статуя царицы Тейе и разрушенные колоннады — спасенные части того святилища, что некогда было самым грандиозным и красивым на западном берегу Нила в Фивах.

Лишь путешествуя во времени и пространстве, разглядывая устремленные в небо лики упавших статуй Аменхотепа III и читая строки писем Жана-Франсуа Шампольона, восторженно описывавшего брату чудесные скульптуры, найденные в развалинах «Аменофеума», как в старину называли Ком эль-Хеттан, позволяют понять, какими бесценными сокровищами обладает Россия и по-новому, более глубоко посмотреть на проблему консервации петербургских сфинксов.

«Наверное, в истории не бывает случайностей. В то же самое время, когда сфинксы в Петербурге преображались благодаря работе реставраторов, другая команда специалистов взяла под свою защиту храм в Ком эль-Хеттан. Всего за три сезона работ они совершили невероятное. Руководитель германской миссии по спасению храма Аменхотепа III, выдающийся египтолог Хуриг Сурузян, с искренней радостью показывала нам то, что уже удалось спасти: «Колоссы Мемнона» были очищены от грязи и укреплены; на месте травы и осушенных соленых озер появились бетонные подставы для частей статуй, которые затем подлежат консервации и консолидации; под песком и илом были обнаружены древние полы храма, вымощенные плитами песчаника; наконец, едва различимые среди кустов глыбы камня оказались упавшими царскими колоссами. В соленой глинистой жиже под одним из колоссов, обезображенным временем, таилось сокровище, заставившее затаить дыхание весь мир: под руками мальчика-египтянина и пристальным взглядом Хуриг Сурузян, словно из прошлого, проступало лицо статуи царицы Тейе, словно вчера выполненное рукой мастера. Играющая на губах улыбка, массивный парик, царская диадема со священным уреем, складки платья, хетес — изящный скипетр высшей власти царицы в руках...

Спустя несколько месяцев мы снова встретились на набережной Невы. Хуриг Сурузян и ее супруг, знаменитый археолог Райнер Штадельманн, вглядывались в бруснично-розовые, молодые лица сфинксов на фоне ослепительного, почти египетского неба и синевы совсем иной, стремительной реки. Говорили о том, что когда-нибудь на территории храма Аменхотепа III будет создана модель храма, в которой он предстанет таким, каким был в эпоху своего расцвета, с миниатюрными моделями всех памятников, включая петербургских сфинксов...

Наверное, это и было одно из тех удивительных мгновений, когда разницы между прошлым и настоящим не существует. С той же надеждой и любовью, с какой древние художники создавали эти памятники для прославления богов, своего царя и его храма, мы мечтали о восстановлении разбитого святилища и восхищались совершенством украшавших его скульптур. Разделявшие нас тысячелетия исчезли, словно по замыслу древних создателей, — ведь их творения должны были жить в «вечности и бесконечности», вновь и вновь побеждая время».

Авторы выражают искреннюю благодарность д-ру Хуриг Сурузян и д-ру Бетси Брайан — за предоставленные иллюстрации; редакции журнала «Восточная коллекция» и, в особенности, Александру Полещуку и Игорю Меланьину — за внимание, любовь к своему делу и профессионализм при подготовке публикации.

Журнал «Восточная коллекция» можно приобрести, связавшись с редакцией по телефону 202–36–60. Адрес редакции: ул. Моховая 6, к. 49.
  

  
Назад в библиографию...
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013