«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

«Вдохновение вечностью:
египетские и египтизирующие
памятники в России»
«Антиквариат, предметы искусства
и коллекционирования» № 6 (18) июнь 2004 г.
  

Явление «Русского Египта», казалось бы, находится у всех на виду. Однако, если приглядеться пристальнее, то что мы, собственно, о нем знаем? «Египетские» ворота в Царском Селе, коллекции Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина, сфинксы в Петербурге...

На самом деле, как утверждают в своей статье Виктор Солкин — президент Ассоциации «МААТ» и Анастасия Дегтярева — директор московского «Антикварного Аукциона «Кростби», увлечение России Египтом — это куда более сложный и интересный предмет исследования.
  

Авторы предлагают уникальное путешествие по египетским местам Москвы и Петербурга, анализируют тему страны фараонов в живописи русских художников XIX–XX вв., заглядывают в тайники частных коллекций и поднимают проблему сложности атрибуции египетских и египтизирующих памятников в России и за рубежом, которая под силу лишь избранным специалистам.

На страницах статьи читателя ждут удивительные открытия: сфинкс работы мастерской Карла Фаберже и сфинкс мастерской Вишневского, древнеегипетский фаянс, керамика, медные модели петербургских сфинксов, фигурное стекло завода Баккара; фотографии всех этих памятников, находящихся вчастных собраниях России, были любезно предоставлены владельцами специально для этой уникальной публикации.


Анастасия Дегтярева:
тайные голоса прошлого,
или несколько слов
о совершенстве...

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования»

«В ноябре 1973 года Москву охватила «египетская лихорадка»: в белом зале ГМИИ им. А. С. Пушкина были выставлены памятники из легендарной гробницы Тутанхамона. Выстаивая многочасовые очереди, окружившие музей, люди шли и шли для того, чтобы испытать «прикосновение» к шедеврам искусства из собрания египетского музея в Каире. Помнится, тщательно отобранные памятники были перевезены в Москву на двух самолетах; среди предметов, для встречи которых в Москве была оцеплен весь путь следования от Шереметьево до Волхонки, была и легендарная погребальная маска юного царя, которая спустя десятилетие получит статус вершины национального достояния Египта и будет запрещена к вывозу за пределы родины даже в исключительных случаях. «Легенда о Тутанхамоне» в Москве, Ленинграде и Киеве пережила знаменитые выставки на многие годы: для советских людей, которым путь в Египет тогда был закрыт и поколения египтологов, изучавших страну на Ниле исключительно по книгам, это был прорыв несравнимого ни с чем масштаба. Однако, это была лишь очень знаменательная страница в истории «Русского Египта», явления, которое родилось в XIV веке вместе с записками первых русских паломников на Восток и в XX веке стало причудливой мозаикой, сочетающей в себе собрания первых русских коллекционеров, «египетский стиль» в архитектуре Петербурга и Москвы, египтизирующие вещи на полках столичных антикварных магазинов и неизменно популярные постановки шедевра Верди — «Аиды» в Большом и Мариинке...»

  
Назад в библиографию...
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013