«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Древний Египет. Энциклопедия.


М.: Арт-Родник, 2005. – 480 с., илл.
Введение и общая концепция проекта: д-р Захи Хавасс.
Научная редакция и составление: Виктор Солкин.
Авторы: В. В. Солкин, В. Н. Ларченко, М. А. Лебедев, К. В. Селянин.

Издание посвящено памяти Жана Франсуа Шампольона и 180-летию со дня дешифровки древнеегипетской письменности.


Древнеегипетская цивилизация, зародившаяся в IV тысячелетии до н.э. на берегах Нила, потрясала своим величием и мудростью всех, кто когда-либо касался её наследия. Вслед за "отцом истории" Геродотом, к подножию пирамид приезжали римские путешественники и европейские купцы, русские паломники и багдадские халифы, восторженно описывая затем увиденное. Вслед за ними едут в Египет и наши современники, а вернувшись на родину, вновь и вновь заходят в египетские залы национальных музеев и листают фолианты, снятые с полок библиотек, пытаясь понять загадку страны фараонов, которая вновь и вновь манит к себе человечество.

«Путь исследователя»
Доктор Захи Хавасс,
Предисловие
к Энциклопедии
«Древний Египет»...

Египтология, молодая дисциплина, со дня рождения которой не прошло ещё и двух столетий, быстро развивается с каждым годом. Жан Франсуа Шампольон (1790–1832), положивший в 1822 году начало расшифровке египетской письменности, открыл для учёного мира и широкой общественности глубины религиозной и светской мысли одной из древнейших цивилизаций на нашей планете, дал возможность нам, людям XXI века, хотя бы отчасти прикоснуться к сокровищнице египетской культуры, запечатленной в бесконечных рядах иероглифов на стенах храмов и хрупких листах папируса, гробничных стелах и миниатюрных изделиях ювелирного искусства. Вместе со знакомством с древней историей и культурой Египта, в Европе начался невероятный всплеск внимания к давно забытым, но таким актуальным истинам, звучавшим на берегах Нила три, а то пять тысячелетий тому назад. Древние святилища и усыпальницы, занесённые песком, разбитые и уничтожавшиеся со времён эдикта Феодосия о принятии христианства в 4 в. н.э., превращённые в церкви и ставшие фундаментом для мечетей, вновь стали предметом оживлённых дискуссий и живого интереса.

Египетский поход Наполеона Бонапарта, результатом которого стали объёмные тома «Описания Египта», сегодня сложно переоценить. Именно в этих гравюрах, подчас хоть и несовершенных, но ставших живой историей, черпали своё вдохновение первые европейцы, решившие отдать свою жизнь новой науке. Египтология рождалась непросто. Методом проб и ошибок разрабатывались техника археологических работ, консервация и сохранение найденных или уже хорошо известных памятников египетского искусства, научная документация и, наконец, первые египетские экспозиции в крупнейших музеях мира. С тех пор прошли десятилетия, но египетская земля по-прежнему неистощима: каждый год специалисты со всего мира открывают новые гробницы, находят уникальные памятники, создают сложнейшие технологии, позволяющие отреставрировать и спасти для будущих поколений то, что так сильно восхищает сегодня нас с Вами.

Египтология, которая родилась из извечного интереса Европы к экзотическим культурам Востока, стала полноценной наукой благодаря самоотверженному и порой героическому труду тех учёных, чьи имена сегодня по праву вписаны золотыми буквами в историю науки. Огюст Мариетт (1821–1881), отдавший Египту сердце и душу, проживший в этой удивительной стране более тридцати лет, создал знаменитую Службу древностей, ныне Высший Совет по древностям Египта и знаменитый Египетский музей в Каире. Его заслугой стали не только эти два его великих детища, но и сам факт того, что шедевры, созданные руками египетских мастеров, стали оставаться на родине, в своём историческом и культурном контексте. Гастон Масперо (1846–1916) делил свои годы между Египтом и Парижем, совмещая изучение египетской истории и культуры и сложнейшую работу внутри музея, ставшего крупнейшей собранием наследия древнего Египта в мире. После Масперо, известного своим интеллектом и просто личным обаянием, египтология стала привлекать к себе всё больше молодых энтузиастов, готовых отдать свои лучшие годы на алтарь древней культуры. Сэр Флиндерс Питри (1853–1942), основатель современной египетской археологии, впервые заявивший о том, что каждый черепок, найденный на древней земле бесценен, ибо куда чаще несёт в себе разгадку важных исторических процессов, чем пресловутое золото фараонов.

Важно отметить, что среди первых египтологов были и выдающиеся русские умы, прежде всего В. С. Голенищев (1856–1947) и Б. А. Тураев (1868–1920), заложившие русскую школу египтологии. Голенищев, прекрасный филолог и, одновременно, тонкий знаток египетского искусства, собрал выдающуюся коллекцию древнеегипетских памятников, которыми по праву гордится сегодня Музей изобразительных искусств в Москве. Египетский зал музея первые посетители с восхищением называли храмом; с не меньшим интересом и благоговением соприкасаются в нём с подлинными свидетелями прошедших веков и наши современники, восхищаясь изяществом статуэток из дерева, камня и фаянса, ярким цветам росписей на стенках саркофагов, монументальности даже небольших статуй и победой над временем, застывшей в чертах забальзамированных останков самих египтян.

Именно здесь порой происходит таинственное первое знакомство с величественным прошлым Египта. Знакомство, которое не может не продолжиться на самих берегах Нила, где часто первое ошибочное впечатление, что древнеегипетская культура разбита временем на осколки, сменяется пониманием глубины преемственности между Египтом древним и Египтом современным. «В основание этой мечети положены руины древней церкви и камни фараонов. А если поглядеть в сторону Нила, увидишь то, что осталось от римского форума. Эти культуры существовали тут и сделали из нас то, чем мы являемся», – в этих словах Мохаммеда аль-Хефни, имама, который всю свою жизнь провёл внутри мечети Абу эль-Хагга, что сооружена на колоннадах храма Амона в Луксоре, скрыты истинные причины неослабевающего внимания к прошлому своей страны современных египтян, под домами которых порой лежат храмовые сфинксы и древние гробницы их предков. Именно там, во тьме веков, лежат истинные истоки Египта современного, с его гостеприимством, весельем и радушием, мудростью и, пожалуй, совершенно особым отношением к времени.

Египетская культура парадоксальна тем, что памятники, казалось бы, предназначенные для мира иного, становятся настоящим гимном жизни, победившей смерть и возрождающейся подобно тому, как каждое утро восходит на восточном горизонте солнце и как каждую весну возрождается природа. В египетской гробнице не найти рассказа о смерти; напротив, здесь каждого вошедшего приветствует подлинный гимн жизни, запечатленный в полихромных росписях и рельефах, статуях с потрясающим взглядом инкрустированных глаз и текстах, которые говорят о вечных истинах, актуальных сегодня и говорящих, в итоге, о таких знакомых каждому понятиях, как жизнь, смерть, человек. Разница состоит лишь в том, что для древних египтян обитатели загробного мира были столь же реальны, как и их соседи, а среди людей, согласно легендам, порой могли появляться и боги. Именно эта разница, воплощённая в ином отношении к храмовым службам и повседневному употреблению магических формул, позволяла современникам Джосера и Хуфу, Тутмосов и Рамсесов иначе понимать смысл жизни, иначе чувствовать время, иначе готовиться к иной, более значимой жизни в других частях вселенной.

Мир древних египтян поражает своим разнообразием и символичностью формы. Идеал красоты с берегов Нила, привнесённый в наше сознание через очарование бюста Нефертити, могущество пирамид Гизы и потрясающую золотую улыбку маски Тутанхамона, не исчерпывается десятками и даже сотнями тысяч памятников. Это пространство, наполненное внутренним смыслом и значением, скрытым в памятниках искусства и образцах изящной словесности. То, что для обывателя было охотой вельмож на диких птиц, было для «знающего вещи», как сказали бы египтяне, борьбой человека с силами хаоса, а то, что сегодня мы понимаем как туалетную вещицу в виде девушки, плывущей с цветком в руках, на самом деле понималось как образ предвечной богини неба Нут, держащей в руках священный лотос, из которого в мир вновь родится торжествующее солнце. В этом мире не было места ничему случайному, а между богами и людьми существовали сложнейшие взаимосвязи, главной целью которых было поддержание гармонии во вселенной.

Древнеегипетская цивилизация – это колоссальная мозаика, которую мы лишь отчасти можем увидеть сегодня. За тысячелетия существования государственности и культуры египтяне накопили колоссальный объём знаний. Эти знания постепенно открываются нам с каждым новым амулетом, найденным при раскопках, с каждой новой строкой переведённого текста.
«Заставлю я тебя любить свитки папируса больше, чем мать свою. Покажу я тебе все красоты их. Это больше, чем должность любая, нет ничего равного им в этой стране», – говорит в тексте поучения мудрец Ахтой своему сыну Пепи, вторя многим поколениям своих предков, которые превозносили искусство письма, мудрость и сокровенное слово истины превыше царских пирамид.
В Египте фараонов родилось не только большинство литературных жанров, но и даже понятие об энциклопедии, строки которой помогали египтянину лучше понять окружающее его пространство. Один из таких свитков, хранящийся в Москве и происходящий из коллекции В. С. Голенищева, был создан писцом Аменемопе в конце правления XX династии. О предназначении текста говорит само его название: «Начало поучения (для) прояснения мысли, наставления незнающего, (для) познания всего, что существует, что создал Птах, что записал Тот, неба с делами его, земли, и того, что на ней, того, что изрыгают горы, что орошено разливом, и всего, что освещает Солнце, что растёт на земле». Этот текст содержит перечисление в тематическом порядке различных слов и названий, разделяющихся по темам: небо, вода, земля, разные лица, двор, канцелярии, профессии, социальные слои общества, племена и типы человечества. В демотическом папирусе птолемеевского времени, своеобразном географическом словаре, хранящемся в собрании Египетского музея в Каире, содержится перечень городов Дельты с запада на восток, а также названия чужеземных стран. В одном из папирусов музея в Копенгагене сохранилось «Объяснение использования (иероглифических) знаков, объяснение трудностей, раскрытие сокрытых вещей, объяснение тёмных мест». Эти свитки, фрагменты которых порой копировались даже на стены храмов, были ключами к цивилизации фараонов и наследию древнего Египта.

Настоящее издание, не имеющее аналогов в русской египтологической традиции, было задумано, как попытка создать для русскоязычного читателя объёмный справочник, отвечающий на многие вопросы, касающиеся Древнего Египта. Из-за огромного количества материалов, дошедших до нашего времени, было очень непросто отобрать те понятия, имена, города и памятники, информация о которых была включена в энциклопедию. Избранная библиография, приведённая в конце каждой статьи, должна облегчить дальнейший поиск ответов на поставленные вопросы, а список египтологической литературы на русском языке, помещённый в конце книги, – помочь найти необходимые книги среди трудов многих наиболее известных российских египтологов. Безусловно, значительную проблему представляет произношение египетских имён и понятий, которое в настоящем издании ориентировано на существующие академически нормы и, во многом, отступает от собственно египетского произношения, которое в большинстве случаев нам не известно. Названия городов и населённых пунктов даны в их наиболее употребимой форме, чаще всего в греческой или современной арабской, несмотря на то, что древнеегипетские топонимы также нашли в тексте энциклопедии своё отражение. Хронологические рамки и даты, указанные в тексте, соответствуют системам, принятым сегодня в международном египтологическом сообществе.

Отдельные статьи в настоящем издании были написаны авторами, любезно согласившимися участвовать вместе со мной в этом проекте под эгидой Высшего Совета по древностям АРЕ и Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ». Я искренне благодарю за помощь и вклад в общее дело Максима Лебедева, Владимира Ларченко и Константина Селянина.

Проект не был бы реализован без участия, поддержки, консультаций и неисчерпаемого оптимизма д-ра Захи Хавасса, Генерального Секретаря Высшего Совета по древностям АРЕ, курировавшего энциклопедию и написавшего для неё почётное введение «Путь исследователя» – глубокое и актуальное размышление о судьбах египтологии.

Особую признательность за помощь хотелось бы выразить Чрезвычайному и Полномочному Послу АРЕ в РФ д-ру Рауфу Сааду и Советнику по туризму посольства АРЕ в РФ Саиду Нофалю. Хочу поблагодарить за неоценимые советы и помощь во время подготовки издания Почётным членам Ассоциации д-ру Райнеру Штадельманну и д-ру Хуриг Сурузян, возглавляющим Европейскую Миссию храма Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан.

Мне хотелось бы поблагодарить за мудрость советов и отклики на материалы, вошедшие в настоящее издание кандидата философских наук Елену Молодцову и профессора Елену Сикирич; а также за поддержку, профессионализм и веру в проект – главного редактора издательства «Арт-Родник» Татьяну Хлебнову.

Также нельзя не упомянуть друзей, без веры, помощи и искренней теплоты сердец которых энциклопедия не была бы написана. Я от всей души благодарю Юрия Синельника, Анастасию Дегтяреву, Наталию Королёву, Светлану, Валентина и Ольгу Мурзиных, Сергея Герцева, Ольгу Солодкову, Алексея Стешина, Татьяну Рубановскую и всех членов Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ».

Я верю в то, что Энциклопедия «Древний Египет» откроет многим читателям поразительный мир страны пирамид, подскажет им ответы на самые непростые вопросы, поможет в работе или же вдохновит на собственное исследование.


Виктор Солкин
Президент
Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»


Издательство «Арт-Родник»
Москва, ул. Красноармейская, 25
Тел.: (095) 151–29–56
E-mail: info@artrodnik.ru


Назад в раздел публикаций

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013