«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

Что скрывают пески Судана
«Вояж и отдых». № 11 (2006), с. 36-41.

Втатья действительного члена Ассоциации «МААТ» и профессионального фотографа Станислава Вострикова – это рассказ, полный неожиданностей и примечательных деталей, о работе международной археологической миссии, ведущей исследования в храмах Джебель Баркала, у знаменитой священной горы Судана.

Дорожные формальности, впечатления от Каримы и Хартума и, наконец, раскопки царской резиденции царей-кушитов обретают в рассказе С. Вострикова особенную ценность, так как будут интересны как профессионалам, так и тем, кто хотел бы открыть для себя удивительный мир царства Куш и Мероэ и посетить незаслуженно забытую страну на Ниле. Современные материалы о Судане на русском языке крайне редки; то, что статья основана на личном опыте автора, проходившего в миссии Джебель Баркал научную стажировку, делает статью очень важным звеном на пути знакомства россиян с богатейшей культурой Судана.

Особенно ценны многочисленные авторские фотографии, которые донесут до читателя непередаваемую атмосферу «земли золота» - пирамиды некрополя в Нури, огромные хаторические колонны храма богини Мут у подножия Джебель Баркал, виды Хартума и, конечно же, удивительные своей красотой лица современных суданцев.

Публикация выполнена в рамках программы сотрудничества Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» и международной миссии по изучению комплекса Джебель Баркал. Автор выражает искреннюю признательность за поддержку и дружеское участие при подготовке статьи Надежде Решетниковой, Павлу Вольфу, Тимоти Кендаллу и Виктору Солкину.

На другом берегу, в полутора километрах от берега Нила - Карима – место назначения. Места рядом с великой рекой можно описать, пожалуй, словами из сказок «Тысяча и одна ночь»: «Судьба забросила нас в прекрасное место, где было много деревьев, спелых плодов, благоухающих цветов, чистых потоков и поющих птиц». Эта благодатная земля словно стиснута пустыней, которая подходит совсем близко к реке, где на несколько сотен метров, где на несколько километров; среди песков возвышаются многочисленные джебель - желто-коричневые скальные массивы с плоскими вершинами, которые своим цветом и непередаваемым обликом впечатляют не меньше зарослей финиковых пальм, каркадэ и манго.

Один из таких массивов - Джебель Баркал - высотой около 100 метров, с глубокой древности считавшийся священной «чистой» горой, местом пребывания бога Амона – творца мира. Один из отрогов горы напоминает урея - огромную священную кобру, поднявшуюся в позе атаки, увенчанную высокой короной с солнечным диском. Около 1450 г. до н.э. египетский фараон Тутмос III, прославившийся своими завоевательными походами, расширил свои владения до этих мест и установил здесь южную границу своей «империи», где основал город Напата. На протяжении многих тысячелетий Джебель Баркал - это своеобразный маяк в море песка, ориентир на важном торговом направлении между центральной Африкой и Египтом и, одновременно, одна из величайших святынь Судана. У её подножия находятся руины как минимум пятнадцати древних храмов и трех дворцов. Среди них руины главного святилища Амона и храма Мут – его супруги, которые были заложены фараонами-завоевателями. Позже, когда на этой земле родилось могущественное царство Куш, цари которого на несколько веков захватили даже Египет и провозгласили себя фараонами, храмы Джебель Баркала стали для нубийцев национальной святыней, где государственный бог Амон Напаты играл решающую роль в ритуалах избрания царя. Коронация завершалась в храме Амона после получения царем благословения от других богов, которые символически принимали участие в коронационном путешествии к «чистой» горе. Храм богини Мут, частично врезанный в основание джебеля, был построен фараоном Тахаркой в 680 г до н.э. Мут, почитавшаяся здесь как божественная мать царя, богиня любви Хатхор и Бес – защитник царя-младенца и женщин царского дома, изображены на стенах и пилястрах этого уникального храма, где прославлялось и торжественно праздновалось символическое рождение нового владыки, сына богов. Массивные колонны у входа сделаны в форме священной трещотки, систра, украшенного с двух сторон ликами Хатхор, звуки которой делали богиню-мать счастливой и умиротворенной. На фоне этих колонн, во время огненно-красных закатов, когда солнце стремительно опускается за Джебель Баркал, священная гора смотрится особенно величественно.

  
Назад в библиографию...
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013