«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Хаген Р., Хаген Р.-М.
Искусство Древнего Египта.

Под ред. В. В. Солкина.
М.: Арт-Родник, 2009. — 96 с., илл.

Э

то небольшое подарочное издание, ориентированное на любителей древнеегипетского искусства, позволит Вам познакомиться с несколькими десятками шедевров, созданными мастерами государства фараонов. Среди избранных авторами памятников – как хрестоматийные, ставшие символами древнеегипетской цивилизации погребальная маска Тутанхамона и скульптурный портрет Нефертити из Египетского музея в Берлине, так и достаточно редкие произведения, такие как саркофаг Хатшепсут, статуя землевладельца Хертихотепа или голова обсидиановой статуи Сенусерта III из собрания музея Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне.

Основная задача книги – не удивить чем-то крайне редким знатоков темы, а достаточно глубоко и серьёзно познакомить с ней тех, кто только недавно заинтересовался наследием Египта. Авторы – германские искусствоведы – предлагают читателю свой взгляд на символические пласты и формы египетского искусства, предлагая двигаться дальше в его познании, сочтя их книгу всего лишь первой, хотя и значимой ступенью на этом пути. По согласованию с издательством «Ташен», где вышел оригинал книги, русская версия издания прошла через научную редакцию Виктора Солкина, что позволило исключить из текста закравшиеся в него ошибки, сделать ряд важных уточнений и соотнести содержание публикации с уровнем современной египтологии.

«На египетскую цивилизацию, как и на все остальные древние культуры, большое влияние оказала магия и вера в существование богов, запросы которых нужно удовлетворять в обмен на благосклонность с их стороны. По сути, предметы искусства служили средством умилостивления этих богов, и создавались в основном для правящих и состоятельных слоёв общества, а для простонародья делали более скромные вещи. Храмовые и гробничные росписи, статуи и модели, саркофаги и ларцы, ювелирные украшения из золота и полудрагоценных камней – при таком своём разнообразии искусство отражало практически все аспекты жизни древних египтян. Ему присущи гармония и красота, которые не всякий раз найдёшь в современных вещах, а внимательное отношение к натуре, геометрическая упорядоченность и яркий колорит стирает грань между прикладным и "высоким" искусством. Для египетского искусства очень характерна идея порядка, чёткие линии сочетаются в нём с простыми формами и участками яркого локального цвета. Во всём – от статуй и росписей до ювелирных изделий и архитектурных сооружений – видны чёткие, гармоничные пропорции, ведь сама концепция пространства у египтян выстраивалась в соответствии с положением солнца на небе и течением реки Нил. В этом, кстати, одна из причин того, что это искусство практически не менялось на протяжении более трёх тысяч лет…».


Назад в раздел публикаций

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013