«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Михайлова Е.А.
Мумии, сокровища и авантюристы.

Восточная коллекция. — 2009, № 4 (39). — С. 137-145.

С

татья Екатерины Михайловой – историка, журналиста и действительного члена Ассоциации, посвящена образу Древнего Египта в истории мирового кинематографа, в котором египетская тема появилась в 1895 году с фильмом «Бегство в Египет». Статья – первое профессиональное и объёмное исследование по этой теме на русском языке, снабжена богатым иллюстративным материалом и охватывает более века истории взаимодействия кинематографа и египтологии.

«Лидером по количеству фильмов о Древнем Египте являются Соединённые Штаты Америки; следом идут Великобритания, Франция, Италия, Германия. В этих странах развитие киноиндустрии шло быстрыми темпами, а Египет был на пике популярности: французские солдаты и учёные открывали миру страну фараонов, немецкие учёные привезли на родину немало древностей и гравюр, англичане проявляли интерес в равной мере к древнему и современному Египту, американцы успешно проводили раскопки, а Италия всегда славилась своими путешественниками. Египетские истории в кино представляли также режиссёры Испании, Дании, Канады, Австрии.

Хотя фильмы о Египте снимались в странах, где египтология была на высоком уровне, редкий режиссёр обращался за консультацией к историкам, а египтологу и в голову не приходила мысль дать комментарий к очередной “Мумии”. Быть может, это и послужило причиной бездумной штамповки страшных монстров и глуповатых археологов. Конечно, это две совершенно различные области – наука и искусство, но кино обладает огромным влиянием на формирование у людей представления о Древнем Египте. Именно оно "рисует картинку" и формирует стереотипы.

Древняя египетская цивилизация просуществовала три тысячи лет и оставила не только колоссальное материальное наследие, но и безграничные возможности для разыгрывания всё новых и новых сюжетов. Спецэффекты не прибавляют достоверности в среднестатистическом фильме. Но в том и заключается парадокс кинематографа, что образы Древнего Египта, будь то Клеопатра или жук-скарабей, случайно попавший в кадр, стали жить своей собственной, порой удивительной жизнью, независимой от мнений учёных и культурологов».



Назад в раздел публикаций

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013